В Красноярске участились аварии с участием автобусов. Одной из причин в департаменте транспорта считают работу нелегальных диспетчеров или так называемых кукушек. Они на городских улицах и в жару и в холод. Почему, несмотря на прогресс, эти люди вот уже 20 лет не уходят с остановок? Все тонкости теневого ремесла в специальном репортаже Анастасии Прохорчук «Зов кукушки».
Леонид Минченко, водитель общественного транспорта:
«Мы когда в лес приходим, как только ее услышим, сразу говорим: «Кукушка-кукушка! Сколько нам осталось?»
Леонид Иванович на маршруте 16 лет. С утра еще в гараже включает спутниковую систему ГЛОНАСС. Созванивается с диспетчером. Но, несмотря на все эти удобства, по привычке пользуется услугами кукушек. Так сами водители прозвали уличных диспетчеров.
— Любая погода — снег, мороз, хиус, — они выходят, они работают.
Их штрафуют за выход на проезжую часть, обвиняют в организации «автобусных гонок». Леонид познакомил нас со своим информатором.
Дариус Рамошка, «кукушка»:
«Я по знакомству попал 15 лет назад. Но я не самый древний тут динозавр».
Дариус — примерный семьянин с высшим образованием. За годы на остановке заработал разве что массу профессиональных заболеваний. Если в конце 90-х ремесло приносило хорошие деньги — тысяч пять в день, теперь — полторы.
— А что это вы сейчас показали?
— Ну, он меня понял. Показал, что у него 13 минут за своим.
Принцип работы прост. В Красноярске большая протяженность маршрутов, самый длинный — 34 км. 70% транспорта в руках частных предприятий. По центральным магистралям идут машины сразу нескольких перевозчиков, по сути, дублируя друг друга. При этом экипаж должен выполнять план: чтобы только «прокормить» автобус, нужно за день продать тысячу билетов.
Поэтому кукушки «гнездятся» на узловых развязках. Там после пробок скапливается транспорт, и страдает не только перевозчик.
Николай Патрин, замдиректора ООО «Автобаза „Турист“»:
«В какой-то момент пассажир понимает: если он стоит долго на остановке, он говорит: „чё-то нет автобуса, поеду другим маршрутом!“»
Кукушка торгует информацией о маршрутах-дублерах. Ориентируясь на данные, водители равномерно распределяют между собой пассажиропоток — по сути, делятся доходом. Но самое главное, уверяют водители со стажем, кукушки помогают водителям держать дистанцию.
Леонид Минченко, водитель общественного транспорта:
«Вот такая пробочка будет, я подзастряну, и получится интервал между нами 15 минут. А там, допустим, девушка с ребенком вышла... За 15 минут можно замерзнуть! Мы работаем для кого? Мы работаем для пассажира».
Несмотря на прогресс, не все водители пользуются системой ГЛОНАСС — говорят, неудобно. Есть, конечно, еще одна альтернатива — онлайн-навигация.
Виктор Сидоров, директор ООО «Автобаза „Турист“»:
«Он включает планшеты или смартфон, который у него в кармане, включает сайт, который предоставляет администрация города для пассажиров, и вместо того, чтобы смотреть на дорогу, начинает пялиться в этот сайт. Для нас кукушки — это меньшее зло».
Пока есть спрос — будет предложение. Услугами кукушек нередко пользуются и пассажиры, спрашивая на остановках, как скоро подъедет маршрут.
Большинство кукушек — не криминальные фигуры: бывшие кондукторы или водители. Но были времена, когда доходом делились.
Дариус Рамошка, «кукушка»:
«Налоги всегда есть. Не платишь налоги, значит, надо „какие-то“ налоги платить. Не буду рассказывать».
Сейчас, уверяет Дариус, этот теневой бизнес мало кому интересен. Всем руководят старожилы — те, кто стоял у истоков.
Дариус Рамошка, «кукушка»:
«Мы вымираем прямо, Интернет нас выжил. По факту, я уже не нужен вообще 90% водителей. Они уже могут без меня позвонить и договориться, как поехать дальше».
Департамент транспорта начал активную борьбу с кукушками еще 8 лет. Тогда создали городскую диспетчерскую службу.
Игорь Манченко, начальник отдела организации пассажирских перевозок дептранспорта Красноярска:
«Мы по этому поводу работаем, выезжаем. На остановках стоят у нас контролеры, проводят видеофиксацию этих „общений“. Перевозчику направляем информацию, и они привлекают к дисциплинарной ответственности».
По мнению департамента, кукушки «подогревают» интерес водителей к автобусным гонкам. Чтобы выровнять дистанцию, водители увеличивают скорость.
Но, несмотря на гонения и кризис, устроится на такую работу практически невозможно — конкуренция. Cотрудник нашей телекомпании попытался.
— Вечером можно попробовать?
— Я говорю, вечёрка уже есть! Если чё разговаривать, это послезавтра. В день будет Рома.
— Может, на другие точки?
— Остальное будешь платить.
— А сколько?
— Я не знаю, это не ко мне.
Существует иерархия. Все вопросы решают главные на точках, которые были распределены еще в 90-е. Стажеры работают месяц бесплатно, пока не начнут справляться с обязанностями.
— Они морозов не вывозят?
— Да не, просто не понимают, чё это такое вообще.
В России у красноярских кукушек есть аналоги, например, новосибирские разводилы. Термин другой, смысл тот же.
Блогеры называют такие явления атавизмом. Водители понимают: пока есть пробки, будут и кукушки. Перевозчик уверен: решить проблему сможет отдельная полоса для общественного транспорта.
На современные технологии тратятся миллионы рублей, а методы работы прежние, из 90-х. Вот и остается куковать.
Анастасия Прохорчук, Павел Иваницкий, Максим Мажарин