1727

«Близко к сердцу»: как красноярские кардиохирурги лечат порок сердца у детей

Порок сердца у детей, по разным оценкам, составляет от 10 до 30% всех врожденных аномалий. Раньше этот диагноз воспринимали как приговор. А сегодня проводят оперативное лечение этого заболевания. Причем здесь, в Красноярске, и вполне успешно. О том, как спасают самые маленькие сердечки и что помогает врачу справиться с эмоциями – в новой серии проекта «Близко к сердцу».

8.30 утра. Детское отделение. Этого малыша только что привезли из перинатального центра. Ему всего неделя. Диагноз – транспозиция магистральных сосудов. Врожденный порок сердца. Готовят к срочной операции.

Елена Агейкина, медсестра: «Знаете, комок к горлу подкатывает. Это очень тяжелый такой момент эмоциональный, потому что матери практически все плачут. Потому что отдают крошечку. Да даже если большой, все равно жалко».

Его первая в жизни дорога – по длинному коридору. Без мамы. В операционную. Там его уже ждут.

Алексей Ильин, заведующий детским кардиохирургическим отделением: «Размер сердца у новорожденного небольшой, прямо скажем, чуть больше размера куриного яйца. Сложность операции заключается в том, чтобы восстановить проходимость сосуда, чтобы был обеспечен адекватный кровоток ко всем органам и тканям ребенка. Сейчас малыш находится в тяжелом состоянии, динамика на уровне фетального кровообращения, то есть та, которая существует в утробе матери».

Доктор Ильин объясняет: в случае с врожденными аномалиями сердца очень важно поставить диагноз, когда ребенок еще в утробе. Чтобы спланировать действия врачей. И чтоб маленький человечек получил помощь вовремя – это ключевые слова. Предстоящая сегодня операция считается сложной.

Ну вот, теперь мы готовы. Примерно так же выглядит мой оператор Валерий Чащин. Только после тщательной обработки, и только переодевшись во все стерильное, можно здесь находиться. Сейчас мы отправимся в операционный блок. За все 5 лет работы кардиоцентра в детскую хирургию журналистов вообще-то не пускали. Но для нас сделали исключение.

Оперативное лечение детей с врожденными патологиями сердца, начиная с периода самого раннего детства, впервые стало возможным в нашем крае именно в этих стенах. Современные технологии позволяют сегодня многое. Но когда видишь таких пациентов на операционном столе, честно говоря, эмоции зашкаливают.

Алексей Ильин, заведующий детским кардиохирургическим отделением: «Всплеск эмоций бывает, но мы стараемся все-таки быть более сосредоточенными. Мы чаще всего представляем это, как объект некий с ненормальным строением: что нужно помочь и что нужно исправить. Я смотрю не на пациента, я смотрю на его порок сердца, я смотрю в сердце, в сосуды. Если надо, я работаю с этим органом».

Операция длится несколько часов. Потом – наблюдение у врачей. Как долго - зависит от вида порока. В некоторых случаях, когда, например, не развивается одна половина крошечного сердечка, приходится оперировать повторно. За годы работы кардиоцентра здесь получили помощь около двух тысяч маленьких пациентов.

Людмила Тихонова: «Нам сосуд закрывали, и вот основная была полостная операция второй раз. Очень тяжело было. Когда первые часы идут – спокойнее, но когда седьмой час уже пошел операции, тогда уже места себе не находишь. Как там, что там? Мы ведь не знаем . – Сколько операция длилась у вас? – Где-то часов 9, наверное».

Людмила привезла двухлетнюю Ксению из далекой хакасской деревушки. И очень рада, что попала по направлению именно в наш кардиоцентр. Так же, как и ее соседка по палате – красноярка Светлана.

Светлана Каскевич: «Только при рождении ребенка в роддоме оказалось, что ребенок болен. Причем порок оказался сложным, мы оперируемся уже третий раз. Ребенок – 10 месяцев, перенес уже три сложные операции».

Теперь они ждут выписки. Врачи, говорит Светлана, подарили им самое главное – надежду.

— Мы прекрасно себя чувствуем. Мы куксимся, мы плачем. Мы замечательно себя чувствуем. Мы живы. Это важно.

Татьяна Каминская, Валерий Чащин

Сообщите свою новость