4173

Городские легенды-29

Восстание декабристов, бескровное, но драматичное. Оно привело в Сибирь лучшие умы страны. Обречённые жить в тяжелейших условиях они не впадали в отчаяние, а буквально оживляли все города, куда попадали. Какой след ссыльное дворянство оставило в истории Красноярска - расскажет Денис Денисов в следующей серии проекта "Городские легенды".

 

Через Красноярск по Сибирскому тракту на каторгу прошли десятки декабристов. Для них это был тяжелейший период в жизни, но их труды стали ценнейшим наследием для будущих поколений сибиряков.

Цвет нации и умнейшие люди своего времени пришли в Сибирь как "государственные преступники" по документам. Их вели в Читу, а позже переводили на Петровский завод. Постоянно перемещаясь по округам Енисейской губернии, разное время, в Красноярске побывали 12 из них. Местное начальство симпатизировало ссыльным и на каторжных работах они долго не задерживались, но некоторые ограничения всё были. От места приписки ссыльным нельзя было удаляться дальше, чем на 15 километров. Получать от родственников деньги больше указанной суммы. Записывать жильё на своё имя. Даже личная переписка постоянно подвергалась цензуре.

Тамара Комарова, старший научный сотрудник: «Это ограничения в литературе. Библиотеки имелись только у частных лиц. Это недостаток умственного развития. Если почитать письма декабристов, то эта фраза постоянно повторяется - недостаток умственного развития».

Самые суровые условия ссылки для декабристов были в Туруханске и дело не только в климате, но и в невозможности найти себе применение ведь каждый из них был не просто деятельным человеком, а настоящим светочем культуры, науки и образования.

Тамара Комарова, старший научный сотрудник: «Так что если взять любого из декабристов - вклад его в развитие Сибири, а в то время она оставалась неизученным белым пятном, то этот вклад был огромен».

Братья Беляевы безвозмездно занимались образованием местных детей и организовали хор. Михаил Фонвизин, племянник известнейшего драматурга, написал ставшую культовой статью о российском крепостном праве. Михаил Спиридов на своих землях совершил скачок в сельском хозяйстве, привив в нашем климате множество новых культур и культивировав сорт картофеля, устойчивый к сибирскому климату. Декабристы Лисовский и Аврамов стали авторами одной из первых научных работ о регионе, дав ответы на 35 вопросов анкеты, присланной академиком Бэром.

Тамара Комарова, старший научный сотрудник: «Эти 35 вопросов должны были дать ответы о флоре и фауне, населении северного региона. Ответы даны были блестящие. Материал был собран богатейший, но ни тот ни другой об этом не узнали. Загадка смерти ни того ни другого до сих пор не раскрыты».

Дольше всех в Красноярске прожил Василий Давыдов. Он и его семья пользовались высочайшим уважением у всех богатейших людей того времени. Губернатор, глава губернского управления, золотопромышленники, в том числе Пётр Кузнецов, считали за честь принимать его в своём доме. Василий Львович, его дочь и сын оставили после себя множество рисунков рассказывающих о жизни и природе Сибири того времени. До амнистии декабрист Василий Давыдов не дожил все лишь полгода.

Могилы некоторых их декабристов, что остались в Сибири, утеряны. Остальные разбросаны по всему краю. В Красноярске на Троицком кладбище покоится Василий Давыдов. Его могила считается памятником федерального значения и уже много лет нуждается в реконструкции.

В следующую среду я расскажу вам о том, как в нашем городе зарождался спорт, а в ближайшую пятницу Олег Суслов поведает о священнослужителе, чьи дневники стали ценнейшим артефактом для современных историков.

Денис Денисов. Глеб Савицкий

Сообщите свою новость