Сотни студентов каждую минуту находятся под пристальным наблюдением. Даже в здание пускают не всех, забыл пропуск — звони в деканат, пусть встречают. В самих корпусах — десятки камер. Но работа по безопасности завязана не только вокруг поста охраны. Мониторинг идёт и в соцсетях. Благодаря этому в прошлом году удалось вычислить одного подозрительного студента.
Никита Андреев, проректор по управлению ресурсами КГПУ:
- Декларировал определённые посты, которые были направлены на подрыв, так скажем, внутреннего строя. Впоследствии этот студент иностранный был отчислен и, насколько я знаю, выдворен из Российской Федерации.
Безопасность — история не только про жёсткие методы, контроль и запреты. С учениками в вузе работают и психологи. Если специалист видит неладное — за студентом усиливают наблюдение. В первую очередь смотрят на его посещаемость и стараются узнать, чем он занимается в свободное время. Также с учениками проводят и инструктажи на тему, как действовать в экстренных ситуациях. Ведь в вузе учатся те, кто в будущем сами будут преподавать.
Ольга Яковлева, студентка КГПУ:
- Вот буквально на прошлой неделе проходила учебная тревога. Каждая учебная группа знает, куда нужно идти, мы ознакомлены с планом эвакуации.
Момент, который потряс многих во время пермской трагедии — педагог, продолжающий вести лекцию, когда стрелок уже был в здании. Оценивать его действия мало кто берётся. Как покинуть университет, например, при пожаре — понятно. На этот случай есть планы эвакуации и инструкция, как и куда вывести студентов из корпуса. Что касается террористических актов — чётких бумаг, где было бы прописано каждое действие, например, в КГПУ нет. Педагоги говорят: надо ориентироваться по ситуации.
Наталья Казакевич, заместитель ректора по внеучебной работе КГПУ:
- Не продолжила бы учебный процесс. Если рассматривать один момент, то, скорее всего, в аудитории необходимо закрыться, забаррикадировать двери. Если это первый этаж, смотря какая ситуация, если позволяет, если педагог обладает какой-то информацией, где, как далеко стреляют, стреляют ли это, и если это аудитория первого этажа — это один вариант.
Если вернутся на контрольно-пропускной пункт, то эксперты говорят: охранник здесь бессилен. Как правило, на вахте в учебном заведении сидит один человек. И чаще всего это пенсионер. У него нет ни огнестрела, ни физической мощи, чтобы остановить до зубов вооруженного налётчика. По словам специалистов: на входе в школу или вуз должно быть минимум два человека и с оружием. Один — пропускает людей. Второй — следит за камерами.
Евгений Мальчиков, руководитель охранного предприятия:
- Всю систему нужно менять кардинально. Всё, что сегодня происходит, безопасность не обеспечивает. Для того чтобы охранное предприятие имело возможность поставить в учебное заведение вооружённого охранника — у него должна быть достойная заработная плата. Он должен получать хорошие деньги. Потому что никакой нормальный мужик, который физически подготовлен, который имеет умения и навыки обращения со служебным оружием, за маленькие деньги не пойдёт работать в школу охранником.
И финансовый вопрос в случае с охраной стоит на первом месте. Эксперты говорят: прямо сейчас поставить по два квалифицированных человека с оружием на входе в каждую школу и вуз — просто невозможно. Бюджет не выдержит, ведь затраты могут даже превысить содержание профессиональной армии.