348
Эксклюзив

Красноярские артисты восстанавливают для мировой культуры уникальный балет

Сергей Бобров – о готовящейся премьере балета «Катарина, или Дочь разбойника», исчезнувшем на 100 лет

В Красноярске готовится уникальная премьера. В начале ноября можно будет увидеть старинный балет «Катарина, или Дочь разбойника» Цезаря Пуни. Российские зрители не видели его больше ста лет! Да что российские - его и за границей не ставили примерно столько же. Что интересно, именно наши, красноярские артисты восстанавливают его для мировой культуры буквально по крупицам. У балета, к примеру, попросту не было нот! Поговорить об этом уникальном спектакле мы пригласили в студию Заслуженного артиста России, художественного руководителя Красноярского государственного театра оперы и балета имени Хворостовского Сергея Боброва!

Максим Гуревич, ведущий:
- Сергей Рудольфович, здравствуйте!
В чём же особенность, уникальность этого спектакля? Мы видим афиши уже давно на улицах города. Неужели особенность в этом чудовищном перерыве – 100 лет?

Сергей Бобров:
- В том числе и поэтому. Во-первых, премьера этого балета была в 1846 году в Лондоне. Ставил французский хореограф Жюль Перро. И он одноклассник такого известнейшего хореографа Августа Бурнонвиля. Оба они учились у Огюста Вестриса. Это те люди, с которых в мире и начался полноценный романтический балет. То есть 175 лет в этом году как раз исполняется премьере балета.

- И это был один из самых известных, популярных, распространённых балетов!? И потом он на сто лет пропал?

- Он пропал! Почему – совершенно непонятно. Но все балерины 19 века, все, которых мы знаем, или не знаем – но можем о них прочитать – все мечтали станцевать или в качестве своего бенефиса, или просто этот балет станцевать, исполнить роль Катарины.

- Мне удивительно и интересно – а откуда вообще возникла идея – восстановить балет, которого не существовало сто лет!?

- А вот очень много было восстановлено и сделано балетов в связи с двухсотлетием Мариуса Петипа по стране. А «Катарина…» - это период до Петипа. А что же было до? Ведь не с Мариуса же Петипа балет начался? И вот мы решили попробовать…

- Но как же можно восстановить балет? Да, есть партитура музыкальная. Но никто не зарисовывал партитуру танцевальную…

- А партитуры танцев и не сохранились. Конечно, есть какие-то рисунки-«разводки», очень много описаний текстовых. И мы следовали чётко букве либретто. Мы вместе с соавтором этой постановки – это Юлиана Геннадьевна Малхасянц, Заслуженная артистка, солистка Большого Театра, вот мы с ней вдвоём этим занимаемся.

- То есть это такая реставрационная работа получается?

- Реставрационная, с позиции... То есть всё равно это как бы редакция балета. А реставрационная с позиции исторических фактов. С позиции либретто. История полностью рассказана – как это и было описано в либретто Жюля Перро. Причём хореографии сейчас сделана, по тому сюжету. Причём ноты – это скрипичный репетитор, мы нашли в Большом Театре. Потому что раньше балет репетировали не под фортепиано, не под две строчки нотные, а под скрипку, одна нотная линейка! Нашли много нот в Милане, очень много нам помогли коллеги в Риме…

- А как вы искали-то в Риме?! «Аллё, Рим?!»

- Да! Именно «Аллё, Рим!» Потому что исторически в этих театрах и шла «Катарина…» Кое-что мы там в библиотеках и нашли. Очень много музыки Пуни нам помог найти Юрий Бурлака. Он такой собиратель старинного балета, старинных нот...


Подробности премьеры с настоящим обрушением моста, сразу тремя финалами, и восстановленной пантомимой 19 века (да-да!, раньше балет был не столько танцевальным, сколько пантомимическим!) – в видеоинтервью.

Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости