В 2025 году, объявленном президентом Годом защитника Отечества, мы отмечаем 80 лет победы советского народа над нацистской Германией. Все эти годы практически каждая семья в Красноярске и крае хранит свою частичку истории — память о родственниках, которые внесли вклад в избавление мира от фашизма. Самые героические их подвиги оставляют отпечаток не только на потомках, но и на городе — в честь героев называют школы и улицы.
Этим выдающимся личностям посвящен новый спецпроект телеканала Седьмой и администрации Красноярска — «Именами Героев». В нем мы рассказываем о людях, которым обязаны названиями городских объектов. Девятый эпизод посвящен Анатолию Дмитриевичу Алексееву — человеку, который в какой-то мере предвидел будущее, считал, что электромагнитные волны должны стать тем зрением авиатора, с помощью которого он сможет видеть землю сквозь облака и туман. Но не за это он стал Героем Советского Союза, а его фамилией назвали не только улицу школу №154 в Красноярске, но и гору в Антарктиде, а также остров, который он открыл в Карском море.
Анатолий Алексеев родился в самом начале 20 века в польском городе Ломжа.
Вскоре после рождения сына семья переехала в подмосковный город Сергиев-Посад. Его отец был железнодорожным служащим, а мать вела домашнее хозяйство.
С 18 лет Анатолий в рядах Красной Армии: окончил командирские электротехнические курсы, служил радистом в пехоте. И тогда же он увлекся доработкой устройств радио и электросвязи. Чтобы самому проверять свои изобретения в воздухе, стал летчиком-наблюдателем, сокращенно – лётнабом.

Способности радиста и лётнаба пригодились Анатолию Дмитриевичу в поисках экспедиции Умберто Нобиле, дирижабль которой потерпел крушение в Северном ледовитом океане. Именно Алексеев смог засечь и передать на базу точные координаты части итальянских полярников. Спасательная операция была успешной и принесла мировую известность и летчикам, и экипажу ледокола «Красин».
Однажды, когда ледокол «Красин» стоял во льдах, Алексеев показался на палубе в фуражке с белым летним чехлом.

Улыбчивый и изобретательный Анатолий Алексеев был мастер на все руки. Как-то перед отлетом обнаружили отсутствие кренометра, определяющего степень наклона самолета.
Отучившись на пилота, в 28 лет Анатолий Алексеев стал одним из первых летчиков будущей полярной авиации, первое подразделение которой базировалось в Красноярске.


На острове Молокова в 30-е годы был целый авиагородок: и гидропорт, и жилые дома, и гостиница, и своя «взлетная полоса» в виде Абаканской протоки.

Потому что он автор многих изобретений и доработок самолетов по части электро- и радиооборудования. Конструкторы часто просили отдать новую машину на испытание именно ему, в надежде, что он её еще доработает.



На фото: Анатолий Алексеев и Василий Молоков на о_Врангеля (1935г.); Анатолий Алексеев в кабине; Сергей Фрутецкий, Анатолий Алексеев, Григорий Побежимов
С 1939 года Анатолий Дмитриевич испытывал новые военные самолеты– тяжелые бомбардировщики для авиации дальнего действия. На них он и летал во время Великой Отечественной в глубокий тыл противника. После войны герой вернулся к испытаниям самолетов и к работе в полярной авиации. Его именем названа гора в Антарктиде и остров, который он открыл в Карском море. В Красноярске память о летчике хранит улица в Северном – такая же прямая и широкая, как взлётная полоса. А с недавних пор в городе есть и школа имени Героя Советского Союза Анатолия Дмитриевича Алексеева.