2532

Почему красноярцы XIX века жили богато и не чтили столичных чиновников? 14 серия

Шелка, меха, золото и редкостные яства на столе каждый день. Именно такой, в глазах москвичей и петербуржцев, была жизнь старого Красноярска. В очередной серии проекта «Городские легенды» Денис Денисов расскажет, почему в старину за лучшей жизнью нужно было ехать из столицы в Сибирь, а не наоборот.

Пока в европейской России решались сложные вопросы взаимоотношений крепостных, дворян, чиновников и мещан, в Сибири, далёкой от столичных интриг и течений, каждый получал своё. В Красноярске воспиталось целое поколение, далёкое от монархических предрассудков. И на такое роскошное жильё мог легко заработать честным трудом простой горожанин.

Строила город не знать, а волевые люди, привыкшие всего достигать своим трудом. Привить крепостные порядки поселенцам без родословной тоже было некому: дворяне на берегах Енисея появлялись разве что проездом и для горожан были экзотикой. В Сибири их функции и привилегии частично взяли на себя купцы. Ну, а если нет помещика, значит, нет и крепостного.

Людмила Грищенко, старший научный сотрудник отдела истории Красноярского краеведческого музея:
«Здесь, пожалуй, ключевую роль сыграл указ 1775 года. Указ Екатерины II, когда она разделила всё городское население на сословия. Было сословие горожан. Все горожане были поделены на купечество и мещан».

Однако у князей, графов и приближенных к царю заезжих жителей столицы, привыкших к почёту и раболепию со стороны простых людей, общение с красноярцами вызывало порой лёгкий шок.

Екатерина Детлова, старший научный сотрудник отдела истории Красноярского краеведческого музея:
«Иностранные исследователи отмечают очень интересный факт: для сибиряка, красноярца, даже чиновник, назначенный из Москвы, не всегда являлся истиной в последней инстанции. Он ещё выбирал — подавать ему руку, ломать шапку перед человеком, который одет хуже его и обладает, возможно, по его мнению, более низким статусом».

Из столицы в Красноярск часто поступали указания: одеваться местным горожанам поскромнее, дабы не смущать родовитых князей. Неудивительно — даже не самая богатая семья могла позволить себе одежду из роскошных мехов. Дамы блистали платьями из бесценного китайского шёлка, а на стол подавали чай в изысканном фарфоре. На таком фоне даже богатый москвич смотрелся блёкло.

Достаток красноярцам обеспечивала близость торгового пути с Китаем, плюс сам Енисей был мощной торговой артерией. Большие богатства оседали в Красноярске из-за того, что через город проходил Московский тракт. Желающих ограбить извозчика на большой дороге было немало. Поэтому извозчики имели страховку от бандитов в виде кистеней, дубинок и булав, часто собственного изготовления.

К сословным ограничениям сибиряки относились весьма пренебрежительно. Потомки казаков без особых угрызений совести бросали военное ремесло и становились пахарями, кузнецами, плотниками, охотниками, торговцами, кем угодно — лишь бы обеспечить себе достойную жизнь. А за выдающиеся успехи на службе любой человек мог получить сословный статус почётного гражданина, дававший почти дворянские привилегии.

Екатерина Детлова, старший научный сотрудник отдела истории Красноярского краеведческого музея:
«Особенностью наших сибирских взаимоотношений было то, что у нас социальная структура, сословия, не были замкнутыми. Границы перехода из одного сословия в другое были проницаемы. Единственной замкнутой структурой являлось духовенство».

Вне зависимости от родословной в нашем городе был весьма высокий уровень образования, полученный при этом на дому. Часто качество такого обучения не уступало гимназиям и лицеям. Иностранные гости отмечали, что на удивление способность местных свободно общаться на английском и немецком языках. Доморощенная интеллигенция могла добиться высокого статуса, что позволяло их детям уже официально поступать в вузы.

Людмила Грищенко, старший научный сотрудник отдела истории Красноярского краеведческого музея:
«Они уже учились в гимназиях, они уже получали высшее образование в Петербурге, в Москве, в Берлине. Это такой большой всплеск именно в среде купечества».

Что в XIX веке ещё больше приумножило богатство наших предков, расскажу в следующую среду в проекте «Городские легенды».

Денис Денисов, Валерий Чащин, Павел Иваницкий

Сообщите свою новость