Полина Сенотрусова, лаборатория археологии СФУ — об археологии Сибири: «Это профессия, которая переходит из рук в руки» — Популярная наука — 7 канал Красноярск

Полина Сенотрусова, лаборатория археологии СФУ — об археологии Сибири: «Это профессия, которая переходит из рук в руки»


29 февраля 2020

Полина Сенотрусова — кандидат исторических наук старший научный сотрудник лаборатории археологии, этнографии и истории Сибири Гуманитарного института Сибирского федерального университета.
Сфера научных интересов: изучение культуры древнего и средневекового населения таежной зоны Средней Сибири.

— Когда в Сибири появился первый человек?

— Появление человека в Сибири — это вопрос дискуссионный. Если мы говорим именно о Приенисейской территории, то это верхний палеолит — это около 30 000 лет назад. Это наша любимая Афонтова гора, это стоянка в районе реки Лиственка, стоянка в районе Слизнева, это большое количество памятников палеолита на территории Тывы, отдельные памятники на территории Хакасии. Есть несколько волн миграции населения, поэтому в разных регионах Енисейской Сибири расовый тип менялся в разное время.

Например, в эпоху ранней Бронзы, когда появляются разные, так называемые племена Афанасьевской культуры, то это типичные круглоголовые европеоиды, которые такие же, которые проживали при Черноморье. Это практически одна культура, но часть из них ушла с Черного моря почему-то до Минусы, где и осталась. Потом появляется Окуневская культура, которая приходит непонятно откуда. Они уже были монголоидами. Смен населения было несколько и, когда пришли русские, большая часть населения была монголоидного типа, либо смешанного.

— Какой сибирский народ можно назвать самым молодым?

— Я думаю, что самая молодая национальность Сибири — это долгане (долганы). Потому что, когда формировались долганы, то там принимали участие северные эвенки, якуты и русские. Естественно, что эта народность формируется в 18-19 веке в качестве отдельного этноса.

Когда русские описали тех, кого они нашли в Сибири, а также обозначили их, то они запустили процесс этногенеза. Народы современной Сибири, которые известны по классической этнографии, — это народы, которые сформировались после 17-18 века, что очень поздно. До этого этническая ситуация была другая.

— Что строили и как жили люди в Сибири, когда в Египте разводили пирамиды?

— В Сибири это тоже период развитой бронзы. Главная особенность этого периода — впервые широко появляются изделия из цветного металла, бронзы. Здесь впервые появляется в это время скотоводство, потому что до этого все наши предки были собирателями и охотниками. Появляется скотоводство, появляются овцы, кони и крупнорогатый скот. Но лошади под седло еще не использовались. Эпоха бронзы — это время боевых колесниц. Эти все прекрасные индоевропейцы, которые появляются в Сибири. Они передвигались на боевых колесницах. Боевая колесница в эпоху бронзы — это такой танк современности. Те, у кого были боевые колесницы, и те, кто могли ими управлять, захватывали очень большие территории.

— Когда в Сибири появился первый город?

— Первый город в лесной зоне — Енисейск, который основали русские. Если мы говорим о степной зоне, то первые города появляются у уйгуров в XII—XIII вв.ек нашей эры (Тыва). В Тыве жил монгольский наместник. А монголы везде, где они жили, строили города, но эти города были искусственные. Монголы обеспечивали питанием и продуктами. Как только они покидали город, то он переставал существовать, потому что своей экономической базы не было.

— Как часто вы сталкиваетесь с фальсификацией истории?

— Я отношусь глубоко отрицательно потому, что это накладывает отпечаток на всю нашу работу. Нам постоянно задают всякие странные вопросы, про золотую бабу, про золото Колчака. В каждой деревне есть своя поляна, где зарыто золото Колчака, и на соседней золотая баба стоит. Если там пойти покопать, то мы точно все найдем. Любая фальсификация делается зачем-то. За всеми фальсификациями стоит простой денежный вопрос.

— Полина, вы действительно открыли древний народ на Ангаре?

— Когда я еще заканчивала университет и мы работали на Богучанской ГЭС, мы как раз копали эти материалы, этот могильник. И к нам приезжали журналисты, по-моему, новосибирские. Они нам потом не прислали превью, поэтому мы не видели тот текст. Я открываю интернет через две недели, потому что мы были в экспедиции, и самый популярный заголовок про то, что «Сенотрусова открыла новый народ на Ангаре». Естественно, что никакого нового народа ни один археолог открыть не может.