Газету «Красноярский рабочий» выгоняют из офиса на Маерчака. Там редакция легендарной газеты базировалась с 2013 года. Чтобы спастись, 100-летние архивы «Красраба» хотят продать за 25 миллионов. В легендарной редакции нет денег на зарплаты корреспондентам, а бесценные дореволюционные подшивки складируют в офисной подсобке.
На первой же полосе портрет Иосифа Виссарионовича. Ниже: «Горячо поздравляем руководителей, рабочих-колхозников Красноярского края с новым годом. Желаем творческих успехов в развитии промышленности края. С приветом, Василий Молоков. Герой Советского союза!»
1937 год. Главные лица страны на первых полосах «Красноярского рабочего». Тут партийные лидеры соседствуют с Пушкиным. Сейчас — это история. Пересказывала ее старейшая из ныне живущих городских газет — «Красноярский рабочий». В лучшие времена в день она выпускала по 200 тысяч экземпляров. Сейчас на некогда легендарное издание подписаны всего 4000 человек. А архивы с вековой историей края и вовсе оказались никому не нужны.
— У нас нет условий хранения. У нас плохой температурный режим. У нас, не дай бог, что-то подбежит, что-то подгорит — тут постоянно пожарная тревога включается. Если что-то случится, они точно пропадут, — говорит главный редактор газеты «Красноярский рабочий» Владимир Павловский.
Редакция нашла выход: если продать редчайшие краевые хроники за 25 миллионов, то и газеты спасут, и денег на дальнейшее существование выручат. Пока что бюджет издания спасают лишь пожертвования. А новые выпуски отдают практически даром.
Финансовые дела газеты настолько плохи, что издательский маркетолог прибег к такому способу — сам кладешь в коробку деньги — 20 рублей за выпуск, и берешь газету. Но, к несчастью, говорят в редакции, «дорогой читатель» часто оказывается недобросовестным, и всю кипу свежего выпуска берет и уносит бесплатно.
«Красноярская газета» тоже продается плохо. Ее Олег Пащенко издает с 1991-го года. «Красноярский рабочий», главред считает наиболее близкой по духу, прежде всего из-за ее независимости. Такую репутацию создавало целые поколения журналистов. И именно поэтому Пащенко советует не наживаться на столетней истории города и края.
— Но ведь они, подшивки, были подготовлены, сделаны кровью, потом, судьбами, часто искалеченными, часто цветущими, ваших предков, коллег по работе начиная с 5го года. Как вы будете торговать плодами того труда здесь?! Вывод — я просто бы подарил подшивки «Красноярского рабочего», — говорит главный редактор газеты «Красноярская газета» Олег Пащенко.
Спасти «Красраб» может архив, который подчиняется минкульту. Но в ведомстве к истории относятся, в первую очередь, по-бюрократически — деньги на спасение бесценной коллекции в бюджет не закладывали. Да это им и ни к чему, говорят чиновники.
— В Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края, это наше подведомственное учреждение, хранится подшивка газеты «Красраб» с 1905 года — это год основания. С 1905 года по 2008 год библиотекой оцифрованы и размещены на сайте библиотеки в разделе «Электронная библиотека» для широкого доступа населения края и России абсолютно все экземпляры, — говорит пресс-секретарь Министерства культуры Красноярского края Вера Масловская.
Однако в «Красрабе» уверяют, многие выпуски по-прежнему хранятся в редакции в единственном экземпляре. И если их не хотят покупать власти, архив продадут частнику. Вот только за сохранность газет тогда никто не отвечает. И не факт, что краевая история останется на родине. Но только так, уверены журналисты, старейшая газета сможет выжить.