— Церковь — это тело Христово, как же не переживать. Ну вот собираемся, сегодня мало людей, видать из-за погоды. Зимой здесь холодно, поэтому чтобы народ не мучить, основные молитвы читаем и по домам. Ну вот так вот... надеемся. Да, церковь преображается, это радует.Храм Николая Чудотворца закрыли в 30-х. Все, что имело какую-то ценность — большевики продали, в здании церкви устроили склад. В 90-х все просто бросили. Освятили храм спустя 90 лет, 3 года назад. Этот день стал памятным для всех жителей. И хоть стоять под полуразрушенными сводами опасно, снова прекращать службу местные не готовы.
Храм в середине 19 века построили на деньги прихожан. Теперь уже их потомки своими силами пытаются его восстановить. Церковь обнесли забором, чтобы в ней не гуляли коровы, из помещений вывезли мусор, соорудили алтарь.
По одной из версий, раньше здесь был подвал, через него в колокольню поднимались по лестнице, которая якобы до сих пор находится внутри этой стены. Колокольный звон здесь услышали всего полгода назад. Житель одной из соседних деревень, желая помочь в восстановлении храма, своими руками сделал колокол из кислородного баллона. Об аварийном состоянии говорят не только купол храма и разрушенный каркас колокольни. Прогнил и фундамент церкви. Почва под зданием заболочена.
— Я предлагал им выкопать канаву, как болото сушить, она будет стекать и будет вода уходить. Сейчас же техника есть, выкопать там немного стоит, — рассказывает местный житель Петр.Петр Тихонович, или как его чаще зовут Дядя Петя — в прошлом хоть и коммунист, но восстановление церкви считает делом чести. Признается, собирать пожертвования помогает близость к федеральной трассе. Проезжающие мимо дальнобойщики и туристы заходят и ставят свечи.
— Приехали китайцы, один из них учился во Владивостоке, он профессор. Их человек 7-8, они у нас побыли. Они мне сказали ты правильно делаешь, это культура. А тот профессор, он с нами встал, молился.А недавно нашелся меценат, готовый вложить в реставрацию 300 тысяч. Но приступать к работам нельзя, для этого сначала нужно сделать проект реставрации, а он обойдется не меньше, чем в 1.5 миллиона.
Церковь Михаила Архангела священник Алексей Язев впервые увидел три года назад. О деревянном храме начала 20 века известно мало. Крыша над алтарем и трапезной разрушена. Остались следы от наличников и художественная резьба. Церковь стоит на въезде в деревню Козловка. Сейчас там уже почти никто не живет.
— Церковь была, там же и купола и всё было, а где-то в 90-х склад сделали, стали растаскивать всё, — рассказывают местные.Уже много лет храм никому не принадлежит, службы здесь не проводят, но священники тут частые гости. Приезжают, чтобы покосить траву рядом с церковью и защитить ее от пожара. Помогают им красноярские байкеры. 5 лет назад они начали восстанавливать другой храм — в Барабаново. Теперь надеются сохранить и это место.
— Мне такие объекты интересны с точки зрения истории, культуры развития нашей страны, с чего всё начиналось. По таким объектам, я считаю, ее можно очень хорошо изучать, — говорит лидер красноярского мотоклуба, церковный староста Александр Шестаков.Восстанавливают храмы на пожертвования прихожан. Власти деньги на реставрацию исторических объектов выделяют редко. Иногда находятся спонсоры, желающие своими силами реконструировать храм. Но часто это уничтожает историю.
— Если сюда завтра придет человек и начнет тут прикрывать крышу, я первый вызову прокуратуру, честно скажу, потому что если у человек горят глаза, но при этом нет знаний, нет опыта, нет документации, то это просто уголовное преступление. Можно уничтожить памятник.На восстановление храма понадобится примерно 5 лет. Переносить церковь в другое место, поближе к Красноярску активисты не хотят. Считают, церковь Михаила Архангела должна стоять на историческом месте.
— Здесь, видите, всё как-то естественно, вот люди, это же давно нарисовано, глаза, видите, как живые на вас смотрят.Екатерину Вязникову спустя 40 лет жизни в Барабаново всё также восхищает живопись на деревянных балках внутри храма. Благодаря уникальным иконам середины 19 века единственная достопримечательность деревни стала местом силы для приезжих. Сельчане охотно рассказывают легенды: храм Параскевы Пятницы якобы спасает от болезней и помогает исцелить бесплодие.
— Народу очень много приезжает, даже в этот зал входят кое-как. Люди слушают и едут и едут. Издалека даже сюда приезжают.В советские годы в этой церкви хранили зерно. Потом, так же, как и храм в Кемчуге, забросили. 5 лет назад за восстановление храма взялись байкеры. За это время укрепили фундамент, отремонтировали кровлю и получили проект реставрации. Но теперь взяли паузу. Чтобы продолжить работы, нужно собрать около 80 миллионов рублей.
— В реставрацию особенного деревянных храмов нельзя входить без наличия всей суммы, есть благодетели, какие-то деньги, мы можем разобрать его и всё, но тогда мы фактически его уничтожим, — считает настоятель Алексей Язев.Церковь Михаила Архангела в деревне Козловка государство не признало историческим памятником. А храмы в Барабаново и Кемчуге — объекты культурного наследия, то есть по факту — под защитой государства:
«В рамках поручения Правительства Красноярского края планируется разработка государственной программы, в рамках которой службой по охране объектов культурного наследия будет предложен перечень объектов культурного наследия, находящихся в краевой государственной собственности, для проведения дальнейшей реставрации», — комментирует краевая служба охраны культурного наследия.Но денег на восстановление церквей в бюджете нет. В Красноярском крае, в отличие от Центральной России, исторических объектов немного. По словам священников, осталось около 10. Если не начать реконструкцию, церковь в Барабаново придется закрыть из-за опасности обрушения. А брошенные часовни и храмы, по словам экспертов, проживут не дольше 10 лет.