Строительство полигона промышленных отходов обсуждают уже не первый месяц. Однако выбранный способ не устраивает местных жителей. Из-за пандемии администрация Емельяновского района проводит общественные слушания в онлайн-формате. Люди изучают документацию, она есть на официальном сайте района. Замечания направляют на электронную почту районной администрации. Большинство жителей просят одного — дождаться снятия ограничений и провести открытые публичные слушания.
Вадим Ларченко, первый заместитель главы Емельяновского района: «Понимаете, регламентные сроки нарушать нельзя. Обращения заявлены, поэтому, к сожалению, мы вынуждены проводить в таком виде пока. Я думаю, мы будем рассматривать с учётом мнения граждан и открывать ещё и третий этап, потому что достаточное количество замечаний, требующих детального обсуждения».
Чтобы услышать мнение людей, нужно их проинформировать. Формально администрация выполнила требования. Сообщения о проведении обсуждений разместила на собственном сайте, в районной, краевой и федеральных газетах. Только печатные издания и сайт администрации оказываются не самыми эффективными способами донести информацию до населения. Например, в селе Шуваево, что в девяти километрах от планируемого полигона, большинство из тех, с кем мы поговорили, ничего не слышали ни о публичных слушаниях, ни о возможной стройке.
Валентина Лобостова, жительница с. Шуваево: — Где оно? Далеко будет?
Корреспондент: — Минут десять езды.
Валентина Лобостова, жительница с. Шуваево: — Ну, это совсем рядом. То спорили, ругались из-за этого завода тогда, а теперь уже опять мусорный хотят снова сделать?
История с ферросплавным заводом еще жива в памяти людей. Его хотели построить недалеко от места, где планируют и нынешний полигон. Однако тогда активный протест жителей не позволил сбыться бизнес-планам.
Шамиль Файзулин, житель с. Шуваево: «Сейчас мусорный хотят — свалку эту устроить, всероссийскую или всемирную, не знаю. Слышал, что томская какая-то компания. Почему именно к нам, а не возле себя хотят сделать? Конечно, я против».
Инвестор, действительно, из Томска — акционерное общество «Полигон». Компания занимается утилизацией и хранением отходов с 1 по 5 классы опасности. У них уже есть аналогичный полигон — неподалеку от Томска. Землю в Емельяновском районе арендовали в апреле 2019 года. Договор с местной администрацией заключили на 9 лет и готовы вложить в строительство сто миллионов рублей.
Геннадий Рыков, директор АО «Полигон»: «У меня на полигоне были и «Гринпис», и министр природных ресурсов, экс-министр Донской в прошлом году. У меня постоянно студенты на практике бывают, общественники всякие, «Народный фронт» и так далее. То есть у меня открытый объект, я его всем показываю и говорю: вот так должен эксплуатироваться объект захоронения отходов».
Проектированием полигона занимается компания ТИСИЗ. К слову, она же подрядчик красноярского метро. Там нам пояснили: отходы 2 и 3 класса опасности будут утилизировать. К ним относятся, например, соляная и серная кислота, мышьяк, аккумуляторы. Отходы четвертого класса захоранивать — среди них строительный мусор, отходы асфальта и битума. Проектировщики и инвесторы уверяют, с точки зрения экологии всё будет максимально безопасно.
Олег Митволь, председатель совета директоров компании «ТИСИЗ»: «Я считаю, что обращение с отходами должно быть цивилизованным. Во-первых, будет установлено оборудование по переработке батареек, которые сегодня у вас гниют в земле. Планируется установка оборудования по сверхкритическому водному окислению, такое оборудование стоит в Томске и ещё в трех странах мира».
Однако жители ближайших поселков и экологи-общественники говорят: документов по строительству, которые выложены на сайт районной администрации, явно недостаточно. Сведения о воздействии на окружающую среду неполные, карты рассеивания вредных веществ на населенные пункты нет, какие конкретно будут применены технологии, тоже непонятно.
Павел Гудовский, председатель общественной организации «Экологически чистый и свободный от коррупции край»: «Есть реестр всех разделов, а доступны только, какие стены у нас будут использоваться, какой краской будут покрашены, как будет электричество подведено. Скрывают ровно ту часть материалов, где и описывается, какие отходы будут поступать на обезвреживание и захоронение, и сама технология как будет обезвреживаться».
Красноярский край вырабатывает почти 400 тысяч тонн промышленных отходов в год. Кроме того, собственные площадки по утилизации есть почти у всех крупных предприятий края. Там обеззараживают почти 70 тысяч тонн в год. Остальные отходы свозят на полигон Серебристый. Там в основном работают с первым и вторым классами опасности. Полигон в Емельяново, согласно проекту, может принять до 10 тысяч тонн в год. Несложный подсчет позволяет сделать вывод, что планируемый полигон кардинально не решит проблему с переработкой и утилизацией промышленных отходов, хотя частично может разгрузить имеющиеся площадки.
Сергей Еремин, глава Красноярска: «У медали две стороны. Первая — конечно, потребность в утилизации вот этих вредных отходов, она объективно имеет место быть в настоящее время, и мы должны дальше всё равно развиваться, чтобы всё это было максимально безопасно и комфортно».
Насколько все будет сделано безопасно и комфортно, зависит в том числе и от открытости обсуждения строительства на стадии проекта. Настроения инвесторов и проектировщиков понятны, для них полигон — это бизнес. Шумные и затянутые слушания им ни к чему. А вот настроения руководителей Емельяновской администрации вызывают вопросы. В отличие от инвесторов, им здесь жить. И люди ждут от них не слепого следования некоему регламенту, а полной информации о полигоне и открытых слушаний.