— Мы живем на границе с Китаем, в Китае 30 лет назад проезд на автобусе стоит 1 юань, а сколько он сегодня стоит? 1 юань.
Сергей и его девушка сегодня впервые в Красноярске, и сразу прокатились экскурсией на автобусе. Взглядом туриста оценили: в салоне чисто, но малость тесновато. В Благовещенске, откуда они приехали, цены за проезд подняли в этом году. Но всего на три рубля, теперь проезд стоит 31 рубль. С удивлением узнали, что наши перевозчики требуют повысить стоимость сразу на 24 рубля.
— Они просто хотят повысить потому, что просто хотят повысить? Ну, тогда это неправильно, — говорит Сергей, житель Благовещенска.
- Проезд на автобусе должен быть доступным, если каждый год повышать, то, сколько он будет потом стоить? 100 рублей проезд?
Красноярцы с жителями восточного города солидарны. По их словам, уставший транспорт, толкучки, и холод в салонах — желания еще больше раскошелиться не прибавляет.
— Если каждый день ездишь — тем более с пересадками — очень дорого.
- Платить будете?
- Ну, а куда денешься? Не повезут так. Но я думаю, не поднимется, есть у меня такая надежда.
У перевозчиков свои надежды. В прошлом году им уже шли на встречу — стоимость скакнула на 4 рубля, но как оказалось, этого не хватило. Теперь они просят увеличить тариф до 56.
Красноярцы настолько не согласны с поднятием цен на проезд и не хотят платить за посредственные, по их мнению, услуги и не всегда чистые автобусы, что даже написали петицию, которую уже подписали 5 тыс. 200 чел.
Поводов для петиции оказалось много. Например, За прошлый год тушить маршрутки приходилось четыре раза, а в феврале 63 автобус загорелся прямо с пассажирами внутри. Благо все вовремя успели выскочить.
А кулачные бои между красноярцами и кондукторами происходят раз в пару месяцев.
Несмотря на это перевозчики готовы судиться, если не согласуют повышение. Таких 51 процент от всех предпринимателей.
Причем, свои расчеты подали не только частники, но и два муниципальных маршрута, которые получают дотации.
— Мы выживаем, потому что мы — муниципалка, а как коммерция выживает — я вообще не понимаю. При таких ценах на солярку это просто невозможно.
Дорогие запчасти и топливо — аргументы у маршрутчиков такие же, как и прежде. Но в этот раз они заявили, что в случае чего автобусы могут и вовсе остаться в гараже и не выйти в рейс.
В мэрии тоже разводят руками. Забрать весь транспорт у частников и сделать его муниципальным возможности нет.
Похожая ситуация уже происходила в 2011. Перевозчики даже проводили пикет и пугали полной остановкой работы транспорта.
Прошло 12 лет, у руля общественного транспорта все те же перевозчики, что и тогда. Получается, не такой уж убыточный бизнес.