Напомним, в мае прошлого года подрядчик приступил к выполнению демонтажных работ моста. Само сооружение долгие годы находилось в аварийном состоянии. Для движения его закрыли еще в 2016 году, жители были вынуждены ездить по объездной дороге. В 2020 году был разработан проект реконструкции моста, лишь спустя два года прошла краевая государственная экспертиза, которая выдала положительное заключение и оформило разрешение на строительство. Весной 2023 года работы по реконструкции сооружения выставили на торги и заключили с подрядчиком договор.
В прошлом году глава Норильска Дмитрий Карасев высказался:
— Закончилась семилетняя эпопея с подготовкой проектной документации, поиском подрядчика, с техническими решениями, которые можно было бы применить при реконструкции моста через реку Наледная. Наконец-то мы отобрали подрядчика, заключили контракт, и приступили к этим долгожданным работам. Этот аварийный участок требует особых и первостепенных вмешательств по реконструкции моста. Подрядчик ответственный, техника здесь на объекте, люди есть для того, чтобы начать и закончить работы.
По контракту работы должны завершиться в конце этого года. Однако мэр тогда упомянул, что они ставят завышенную планку и движение по мосту могут открыть быстрее.Тогда же в мае начальник МКУ «Норильскавтодор» Игорь Петеримов отметил, что подрядчик настроен на ускоренный режим работы.
По информации администрации, протяженность моста составит больше 30 метров. На объекте должны выполнить устройство свайного фундамента из 28 штук глубиной до 42 метров.
И, действительно, работы начались. Но у горожан уже возникли вопросы, прежде всего, к качеству и самому подрядчику, а не загрязняет ли он реку. На видео, которое прислали нам жители, видно небольшое масляное пятно. Скорее всего, оно возникло от работающей рядом техники.
— Долгие годы не могли отремонтировать мост через реку Наледная, а сейчас, как поясняют власти, ремонтируют с опережением сроков, но видимо в ущерб качеству, и, как видно, загрязняя окружающую среду.
Эколог Георгий Каваносян, просмотрев видео, делает неутешительный вывод. Похожая история произошла в Химках, когда в водохранилище попали нефтепродукты. Тогда ущерб оценили в 46 миллионов рублей.
— Это может быть как утечка масла, так и замена масла на строительной площадке. В последнем случае речь идёт о нескольких десятков литров, которые разово попадают в реку и растекаются по её поверхности на несколько сот квадратных метров. Таких утечек в наших реках по всей стране происходит сотни в день. К сожалению, люди, которые сливают отработанное масло в поймах рек, не понимают, какой ущерб наносят окружающей среде. Все животные, которые контактируют с поверхностью водоема — могут пострадать вплоть до гипоксии. Например, рыба, которая пытается съесть насекомое, или водоплавающая птица. У последней от масла могут слипнуться перья. Она может потерять возможность добывать себе пищу и погибнуть.
Кстати, то, как возводится сооружение, на своем канале освещал специалист по мерзлоте. Он отметил, что работы в условиях вечной мерзлоты всегда сложны. Сваеустроительные работы являются технологически сложными и особенно если они закладываются вблизи русла реки.
— На данный момент было пробурено 4 скважины, армокаркас уже установлен. Однако при обследовании стало ясно, что все скважины затоплены водой, что указывает на наличие водопритока. Отмечается также, что уровень воды в скважинах ниже зеркала воды в ручье, что свидетельствует о другом источнике водопритока в скважины. На площадке не наблюдалось оборудования для откачки воды и подачи бетона в скважины. Вероятно, планируется использовать обычную бадью для подачи бетона, что не соответствует требованиям нормативных документов.
Как отметил эксперт, необходимо усилить контроль каждого этапа устройства глубоких свай, чтобы в дальнейшем избежать проблем с надежностью фундамента.Целый день мы пытались дозвониться до мэрии Норильска, но трубку там не взяли. Мы направили запросы в администрацию, а также в природоохранную прокуратуру Красноярского края.