1382

Тестирование при приеме в школу детей иностранных граждан стало обязательным

Вопрос социализации детей мигрантов наиболее актуален для крупных городов
Тестирование при приеме в школу детей иностранных граждан стало обязательным					     title=

Преподавание русского языка детям-иностранцам, тестирование при поступлении в школу — эти и другие вопросы обсудили краевые парламентарии на совместном заседании комитета по образованию и культуре и секции Координационного совета.

Преподавание русского языка детям-иностранцам, тестирование при поступлении в школу — эти и другие вопросы обсудили краевые парламентарии на совместном заседании комитета по образованию и культуре и секции Координационного совета.

— Главная тема — это основные подходы к организации обучения детей граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для которых русский язык не является родным. С первого апреля вступили в силу изменения в законодательство, теперь при приеме в школу детям необходимо пройти тестирование, — открыла заседание председатель комитета по образованию и культуре Вера Оськина.

По данным на март этого года всего в школах региона обучалось почти 6 тысяч детей мигрантов, из которых 3 429 — дети иностранных граждан, 2 368 ребенка с миграционной историей. Такие факты в своем докладе представила заместитель министра образования Красноярского края Татьяна Гридасова.

Большинство детей иностранных граждан — выходцы из Средней Азии, прежде всего Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана.

Больше всего школьников-иностранцев обучается в Красноярске (76%), Норильске (6%) и Лесосибирске (3%). Есть микрорайоны, где концентрируются семьи мигрантов, что приводит к увеличению процентной численности обучающихся в школах.

Среди детей, получивших российское гражданство, также остаются те, кто слабо интегрирован в российскую среду, плохо владеет русским языком. Мониторинг выявил, что 22,7% несовершеннолетних иностранных граждан, детей с миграционной историей не владеют или слабо владеют русским языком. 28,1% — владеют, но испытывают трудности в освоении образовательных программ.

Вопросы обучения русскому языку, освоения школьной программы тесно связаны с культурной и социальной адаптацией в целом. В крае действуют программы по интеграции детей, реализуются проекты, направленные на воспитание уважения к закону.

Для учета несовершеннолетних и обеспечения их права на обучение министерством образования разработан и согласован с ГУ МВД России по Красноярскому краю алгоритм межведомственного взаимодействия по выявлению несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению.

Вопрос социализации детей мигрантов наиболее актуален для крупных городов. Как сообщила Марина Аксенова, руководитель главного управления образования Красноярска, в этом учебном году численность несовершеннолетних обучающихся в городских школах составляет более 145 тысяч человек, из них 4,5 тысячи имеют иностранное гражданство или миграционную историю.

В Красноярске есть школы, уже накопившие богатый опыт социокультурной и языковой адаптации детей. Здесь организовано максимальное погружение в русскоязычную среду.

Так, в школе № 16 создан Центр дополнительного образования для адаптации детей мигрантов. Педагоги помогают снять языковой барьер, развить навыки общения. С учетом индивидуальных особенностей, уровня владения русским языком формируются учебные планы, углубленно изучается грамматика, лексика, фонетика.

Одно из важных нововведений этого года, о котором шла речь на заседании: с 1 апреля вступили в силу изменения в статьи 67 и 78 Федерального Закона «Об образовании». Для зачисления в школы дети иностранных граждан и лиц без гражданства должны успешно пройти тестирование на знание русского языка.

На сайте краевого министерства образования размещены все необходимые документы, регламентирующие процедуру.

В нашем регионе тестирование будет проводить краевое бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа дистанционного образования», расположенное в Красноярске.

Приемная кампания в 1 класс 2025/26 учебного года уже началась. В школы края поступают заявления о приеме на обучение детей иностранных граждан. После проверки документов иностранным гражданам будет выдано направление на тестирование.

— Для детей, поступающих в первый класс, тестирование проходит в устной форме, для 2-11 классов в диагностических материалах предусмотрена устная и письменная части. Процедуру проводит комиссия, результаты получает образовательная организация, которая уведомит семью, — пояснила Татьяна Гридасова. Если ребенок не справился с вопросами теста, родителям рекомендуют усилить подготовку, через три месяца процедуру можно пройти повторно.

Тема вызвала активное обсуждение среди краевых парламентариев. Так, Елена Пензина обратила внимание на необходимость системной работы с национальными диаспорами. Есть школы, которые поддерживают эту связь, но зачастую педагоги работают с семьями напрямую. Елена Евгеньевна отметила, что трудности у детей возникают не только из-за незнания языка, но и из-за разницы менталитетов и культур. Также, по ее мнению, трех месяцев на изучения языка может быть недостаточно, потребуются более длительные программы.

Дмитрий Дмитриев сделал акцент на необходимости проанализировать и оценить в целом эффективность образовательной и воспитательной работы, которая велась все эти годы.

Евгений Гарин поблагодарил учителей за такой сложный и ответственный труд, как помощь детям в адаптации и социализации. Ирина Субочева предложила обобщить имеющийся опыт и практики.

Виталий Дроздов отметил, что крайне важно не только обучать языку, но и знакомить детей и взрослых с культурой нашей страны.

Наталья Пыжикова задала вопросы по содержанию теста для будущих школьников, а также отметила, что трудности в образовательном процессе возникают и у иностранных студентов вузов.

Кроме того, прозвучало предложение усилить работу с родителями, причем еще на начальном уровне. Яркий пример: воспитатели детских садов, где есть плохо говорящие на русском языке малыши, с трудом общаются и с их родственниками. Есть мамы, которые передают просьбы педагогам исключительно через записки, так как не могут пояснить устно.

Тестирование для поступления в школы должно мотивировать на изучение русского языка. У тех, кто только планирует поступать в первый класс, остается немного времени, чтобы подготовиться.

— Проведение процедуры тестирования — новый опыт для нас, сейчас необходимо выработать единый пошаговый алгоритм действий. Но проблема языкового барьера, трудности с освоением детьми школьной программы возникли не сейчас. И для ребенка, и для его родителей важно социализироваться в обществе, изучать язык, историю, культуру и традиции нашей страны. Мигранты не должны жить обособленно, им необходимо общаться с русскоязычным населением. Если хочешь быть гражданином Российской Федерации, получать образование, работать — необходимо знать русский язык, — отметила председатель профильного комитета Вера Оськина.
Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости
Помогай ветеранам