Возвращение ИКЕИ. Торгово-мебельный гигант подписал соглашение о сотрудничестве с краевыми властями. Это уже не первая попытка ИКЕА обосноваться в Красноярском крае. 20 лет назад шведы даже организовали производство в ангарской тайге. Тогда история закончилась громким скандалом - шведы пообещали, что в Россию больше не придут. Об истории взаимоотношений Красноярска и ИКЕА - в специальном репортаже Гора Георгяна.
 
- Это детская комната моей дочери, вся мебель здесь приобретена в ИКЕА.
За мебелью Ольга ездит только в Новосибирск. Там ближайший торговый центр ИКЕА. Она тратит больше времени и денег, но уверена - все это не напрасно.
- Мы идем на это, потому что нам нравится ИКЕА. Вот эта мебель, которая 20 лет назад была подарена фирмой ИКЕА, до сих пор служит.
За два десятилетия потускнели стулья и столы в кафе музея, но не память об ИКЕА. Компания спасла Культурно-исторический центр от закрытия, рассказывает директор Михаил Шубский. В 91-ом году шведы открыли в музее офис. Выбрали место из соображений экологии. Торговались за каждый рубль, а в итоге почти два года КИЦ жил на деньги ИКЕА.
Михаил Шубский, директор Культурно-исторического центра: «Она умудрялась платить за нас коммунальные услуги, и даже формировала часть фонда заработной платы».
ИКЕА тогда решила запустить в крае мебельное производство. Арендовала лесной участок в несколько тысяч гектаров. Привезла дорогое оборудование в Богучаны. Деньги шведы вложили, но стульев так и не увидели. В своей книге "Саги об ИКЕА" основатель компании миллиардер Ингвар Кампрад винит в провале красноярские власти.
- Были украдены важные детали, без которых использование лесопилки стало невозможным. Не помогли ни охрана, ни обещания, ни официальные визиты местных властей. За всем этим стояла какая-то неведомая мафия, и угрозы ее звучали недвусмысленно. Большинство членов правления компании заболело русофобией.
- Живя в богатейшей стране, мы пытаемся решать проблемы, как в банановой республике.
Приключения шведов в Красноярске Григорий Фомин вспоминает с горечью. Его бывшая жена Татьяна работала местным представителем компании. Григорий считает, что в провале ИКЕИ виноваты чиновники. Шведы принципиально не давали взяток. Татьяну за невыполненную задачу не наказали. Наоборот.
Григорий Фомин, сценограф: «Ей даже выдали премию за нервные срывы. За ту аналитику, которую она сделала. Сделали заключение, что был сделан подвиг в ее лице. И фирма отблагодарила ее».
Вина за провал лежит на крае, признает тогдашний губернатор Валерий Зубов. Но дело, по его словам, не во взятках. В 91 году в крае ИКЕА впервые запустила собственное производство. Он лично контролировал этот проект. Даже выделил представителям компании жилье в резиденции губернатора "Сосны". Но шведы и русские не сошлись менталитетами.
Валерий Зубов, экс-губернатор Красноярского края: «Как они не требовали, чтобы длина заготовки была 50 см, а не 51 см, - не понимали этого. Говорили - подумаешь! И вот на этом произошел сбой».
Красноярска шведы сторонились 20 лет. Теперь фраза "ИКЕА против коррупции" звучит как ирония. За последние годы в России прогремело сразу несколько скандалов с участием шведского гиганта. Так на строительство торгового центра в Самаре потратили в два раза больше запланированного: деньги разворовали менеджеры компании и подрядчики. К Красноярску у ИКЕА проснулся интерес в 2011 году. Сейчас отношения края и компании зашли как никогда далеко: ИКЕА и министерство инвестиций и инноваций подписали соглашение о сотрудничестве. Шведам предложили 10 площадок для строительства торгового центра. Каждая - не менее 30 гектаров. И это лишь одно из 20 условий ИКЕА.
Вот эта территория рядом с вертолетной площадкой в Солнечном, казалось бы, хороший вариант. И площадь огромная, и коммуникации можно быстро провести. И недорого - жилые кварталы рядом. Но представителей ИКЕА смутили виднеющиеся трубы завода, а главное: чтобы добраться сюда, нужно проезжать мимо кладбища. А вот расположение этой площадки неподалеку от аэропорта Емельяново шведам понравилось. Движение плотное, торговый центр незамеченным не останется. Но вот проводить коммуникации здесь накладно. Отказались.
Все детали стороны должны утрясти в этом году. Строительство может начаться уже в следующем.
Андрей Гнездилов, заместитель губернатора Красноярского края: «Пока рассматривается только торговый комплекс, в составе которого будет и магазин ИКЕА. Мы рассчитываем на то, что по мере того, как начнет работать проект, мы сумеем предложить какие-то варианты производственных мощностей».
Меньше всего ИКЕЮ ждут местные производители мебели. С грустью говорят: ряды клиентов неминуемо поредеют.
Александр Голубев, директор мебельной фабрики: «Имя - оно всегда бренд, если он раскрученный. Безусловно, часть потребителей какую-то они оторвут».
Построить торговый комплекс "Мега" шведы хотят на левом берегу. Лучший вариант - возле "Планеты". Архитекторы уверены, это приведет к катастрофе, к гиганстким пробкам. Торговый центр нужно возвести за чертой города, как в Европе или соседнем Новосибирске.
Антон Шаталов, главный архитектор ОАО "КрасноярскГражданПроект": «Есть направление в сторону в Енисейска, Енисейский тракт. Там очень много места рядом с Солнечным, например. Есть направления на Железногорск. Там тоже достаточно ровные участки».
Договориться можно всегда, считает Ольга. Появления ИКЕИ хотят и простые жители, и власти. Остается надеяться, что разница в менталитете сейчас не такая, как в 90-е.
Ольга Владимирова, жительница Красноярска: «В Красноярске давно ждут появления ИКЕИ. И я думаю, что не зря. Потому что у людей будет больше выбора качественной мебели».
Гор Георгян, Сергей Раков