3045

70 лет. Мы помним. Блокада

История одной блокадницы - в заключительной серии нашего проекта "70 лет. Мы помним"

Война, блокада, гибель родителей, детский дом. Ее детство прошло в голоде, нужде и постоянных бомбежках. История одной блокадницы - в заключительной серии нашего проекта "70 лет. Мы помним".

Валентине Кочневой было 5 лет, когда началась война. Но все невзгоды, которые пришлось пережить, помнит отчетливо. Была счастливая ленинградская жизнь. Мама, папа, два братика, бабушка. Отец преподавал музыку, в 41 ушел на фронт. А потом ушла и мама. Не на войну.

Валентина Кочнева, блокадница: «Мама ушла на работу, уже бомбежка была, голод, зима. И с работы не вернулась. До сих пор никто не знает, что было. Может, под обстрел попала. Мы с бабушкой остались трое».

Но бабушка была не в силах потянуть троих маленьких внуков. Отдала в детский дом. Валентина Андреевна с теплотой вспоминает эти дни, воспитателей. Они по-настоящему заменили им родителей. Как сейчас женщина помнит те маленькие радости, которые дарили им люди, заменившие родителей.

Валентина Кочнева, блокадница: «Был Новый Год. В подвале. И была елка. И пришел Дед Мороз. Выключили свет, а когда включили, все побежали к елке. Дед Мороз высыпал игрушки. Самодельные. Воспитатели делали».

Вспоминает Валентина Кочнева и постоянные бомбежки. В те минуты всех детей уводили в бомбоубежище. И этот путь был страшен.

Валентина Кочнева, блокадница: «Мы ходили по этой тропке. И видели - лежали трупы. В простынях. То дедушка кого-то вез».

Детский дом фашисты разбомбили. Возвращаться было уже некуда. Жили в убежище. Это были самое тяжелое время. Толкотня, духота и постоянный голод.

Валентина Кочнева, блокадница: «Всегда хотелось есть. Детства не было. Всегда чернота и гром. Корочка была, и сосешь её, сосешь. Чтобы удовольствие продлить».

А потом кольцо блокады наши войска прорвали. Началась эвакуация. Старшего брата увезли в Майкоп. Младшего найти и узнать что-либо о его судьбе, так и не удалось. Саму Валентину Андреевну отправили в село Денисово. Там она и встретила Победу. Говорит, потом была еще одна страшная страница в ее жизни.

Валентина Кочнева, блокадница: «В 45-м начался забор детей, у кого родители нашлись. Я сидела и думала: сейчас мой самый красивый папа придет. Но так никто и не пришел».

В метрике у Валентины Кочневой значится «круглая сирота». Детский дом она покинула в 14 лет. Уехала учиться в Кострому, а затем нашлись родственники в Риге. Она встретилась с братом, и вдвоем молодые люди уехали в далекий Красноярский край. На родину своих родителей. Началась новая жизнь, в которой есть место и воспоминаниям о тех, страшных годах.

Сергей Мурзин, Мария Терехина, Дмитрий Гаврилко

Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости