9544

Рынок алкоголя в Красноярском крае уходит в тень. «40 градусов в тени». Спецрепортаж

Анастасия Прохорчук узнала, почему система проверки алкоголя в Красноярском крае дает сбой и где продают поддельные напитки

Рынок алкоголя в Красноярском крае уходит в тень, а жертв суррогатных напитков всё больше. Анастасия Прохорчук вместе со специалистом Центра стандартизации узнала, почему система проверки алкоголя дает сбой и где в Красноярске продают поддельный алкоголь. Прямо сейчас специальный репортаж «40 градусов в тени».

Кристина Римарь, жена погибшего:
«Немного выпил. Хотел расслабиться дома вместе со мной. И такие последствия получились, так нельзя поступать».

Сергея нет уже десять месяцев. У него осталась маленькая дочь, жена и мама. Никто из дружной компании парня не мог предполагать, что подарочный виски станет трагедией для целой семьи.

Андрей Шакуров, друг семьи:
«Я не потерял друга. Я потерял брата. Мне сейчас очень плохо. Люди, очнитесь, не берите это пойло!»

Людмила Рымарь, мать погибшего:
«Как оно шло все, свыше, так оно и продолжает идти. Я уверена — будут погибать люди, нормальные причем люди, понимаете?»

Сереже было 29. Самой молодой из жертв было бы 15. Почти за год от смертельного виски в Красноярске погибли 14 человек.

* * *

Статистика Роспотребнадзора: за прошлый год в крае количество острых отравлений алкоголем почти в два раза больше среднего показателя по России — а это 67 случаев на сто тысяч населения. Отравления регистрировались чаще в городах, чем в деревнях — в Канске, Красноярске, Минусинске.

По словам заместителя председателя правительства России Александра Хлопонина, этому есть объяснение.

Александр Хлопонин, зампредседателя правительства России:
«Что в Красноярском крае произошло? Я не скрываю, цифры понятны. Что-то я посмотрел и немного вздрогнул. Смотрю, количество лицензий на торговлю алкоголем выросло до 5 тысяч 600 точек, а количество потребления вдруг упало с двух миллионов декалитров до миллиона четыреста. Это что означает? Представьте, сколько алкоголя в Красноярске ушло в тень».

Два года назад краевые власти закрыли Енисейскую алкогольную ассоциацию. Вместе с ней и бесплатную лабораторию для потребителей. Ещё одно подтверждение тому, насколько в регионе сильно алкогольное лобби. Ведомство проводило добровольную проверку качества. И такой водяной знак — с красноярской часовней — был гарантией.

У проблемы две стороны. Есть суррогат — это опасный продукт с примесями. А есть контрафакт — это алкоголь нормального качества, но с поддельным акцизом. Специалисты поясняют, такой напиток не опасен для жизни, но может содержать некачественные ингредиенты.

* * *

— Если поддельная марка не такая качественная, то ее можно определить и по внешнему виду.

Алексей — сотрудник Центра стандартизации. Более десяти лет занимается контрольными испытаниями. Уверен, алкогольную Ассоциацию закрывать было нельзя.

Алексей Боос, специалист ФБУ «Красноярский ЦСМ» по алкогольной продукции:
«Началось увеличение в несколько раз обращение обычных граждан с претензиями к качеству алкоголя. Когда была эта ассоциация, был контроль, сколько продукции, её можно было отследить в крае».

Сейчас в России работает интерактивная система ЕГАИС. Каждая легальная бутылка — в базе. С 1 июля при закупке и продаже акциз считывается прямо на кассе.

Анатолий Цыкалов, министр промышленности Красноярского края:
«Мы сейчас можем отслеживать движение каждой бутылки, завезенной на территорию РФ легальным путем либо произведенной на легальных заводах, до продажи конкретному жителю края».

Специалисты поясняют, это защищает потребителя и бюджет от контрафакта. Но не от суррогата.

Алексей Боос, специалист ФБУ «Красноярский ЦСМ» по алкогольной продукции:
«Не все так хорошо и гладко, как о ней [ЕГАИС] рассказывают. Эта система регулирует только легальность оборота. Она не говорит, что данная продукция качественна».

Пока система работает в крупных торговых сетях — оборудование дорогое, и не все предприниматели пошли на траты.

Распознать подделку в маленьком магазине сложно. Но можно. Со спецоборудованием.

* * *

— Этот маленький прибор — детектор спецзащиты. Именно с ним мы отправимся с торговую сеть города.

С нами специалист. По его совету едем на периферию. Суррогат отличается ценой: продают дешево, за 150 рублей пол-литра. При минимальной разрешенной цене в 190.

Ларек в Дрокино — самодельный прилавок. Нет чеков — аппарат сломался.

Круглосуточный магазин на Красрабе. Склад гипермаркета. Акцизы пока в норме.

Несколько ларьков честно продают только пиво — значит, лицензии нет.

Далее — оптовый рынок на Глинки. И тут — первое подозрение. Просим «посмотреть» бутылку.

Марка проходит по системе. Но Алексей в замешательстве — акциз устаревший, 2012-го года. Таких бутылок в обороте не должно быть — либо акциз краденый, либо был выдан совсем на другую продукцию.

— Возвращаемся, чтобы купить бутылку, которая показалась нам подозрительной.

— Здрасьте! Пока вы думали, забрали вашу бутылку! Но если вам 0,7 нужно — есть вот подороже...

Бутылку нам не продали. Сказали — была последняя.

В ларьке по улице Вавилова просим водку за 150. Нашему оператору не продают — говорят, нет такой. Просим местного жителя. Через минуту бутылка уже у нас.

— Нам говорили, что можно и за сто купить. Ну вот за 150 рублей водочка. Сейчас проверим ее.

У образца не оказалось даже даты розлива.

Алексей Боос, специалист ФБУ «Красноярский ЦСМ» по алкогольной продукции:
«Считывания прибором данной марки не происходит, значит, данная марка — фальшивая, продукция находится в нелегальном обороте».

* * *

Сейчас 40% с акцизов идет в бюджет края, это почти 300-350 млн. Остальное — в федерацию. Со следующего года, по планам правительства, система изменится. Акциз будут брать с продавца по факту продажи, а не с производителя — контролировать продавцов проще. При этом все деньги со сборов сначала отправят в Федерацию. И потом распределят по регионам по принципу: чем больше «выпил» — тем больше получил.

То есть от реформы выиграют самые пьющие регионы, даже если там нет производства. И тут возникает другая проблема — как бы в регионах не начали стимулировать употребление алкоголя.

Анастасия Прохорчук, Дмитрий Комаров, Илья Синькевич, Максим Мажарин

Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости