Они ушли из общины Виссариона и теперь продают топоры в Канаду и Финляндию. О бизнес-успехе бывших виссарионовцев и о том, смогли ли они сохранить хорошие отношения с собратьями по вере — в заключительной серии проекта «Обратная сторона солнца».
Попасть в Таяты проездом сложно, только если потеряться на трассе. Навигатор, скорее всего, откажет за пару километров до пункта назначения. Но жизнь здесь идёт. Несмотря на то, что село стоит больше 100 лет, дома, в основном, новые. Особенно выделяется на фоне остальных сферическое жилище Сергея Иванова.
— В том году сделали фундамент, в декабре. И вот за этот сезон собираем купол.
Несмотря на причудливость формы, построить такой дом можно довольно быстро. Очертания как у обсерватории здание начало приобретать только этим летом — и сразу же стало примечательным для автотуристов. Следующим летом Сергей планирует закончить стройку. И перебраться сюда с семьёй.
Сергей Иванов, хозяин круглого дома:
«В этом помещении будет либо мастерская, либо большая комната отдыха, где можно поставить бильярд или тренажёр, а можно и то, и другое».
Глубоко в Сибирь Сергей приехал вслед за матерью. Ей очень хотелось приобщиться к последователям Виссариона. Сам Сергей не захотел жить по канонам Последнего Завета, но и уезжать не собирается. И такое решение принимают многие, кому удалось прочувствовать местную атмосферу.
— В общем, куём топоры. Топоры у нас трёхслойные. Как выглядит процесс изготовления, вы посмотрите сейчас.
От статуса последователей отказались и братья из всемирно известной кузницы «Топорсиб», и это не преувеличение. Плотницкие и охотничьи топоры таятского производства большими партиями отправляют в Финляндию и Канаду. Несмотря на то, что пересылка, в силу географических особенностей, довольно сложный процесс.
Олег Звягин, столяр:
«У нас тоже спрашивают: а можно за границу? Японцы спрашивают, из США спрашивали несколько раз. Я говорю: не высылаем, нам сложно выслать из деревни, из глубинки. У нас до почты 80 километров. Ну какое США? У нас нет своего почтового отделения».
Мастеров трое, братья. В Сибирь переехали из восточного Казахстана. Несколько лет назад осели в Таятах. Начальный интерес к общине быстро угас. В селе остались по довольно практичным соображениям.
— У нас всех есть маленькие дети, они спокойно по всей деревне ходят. Я знаю, что он пошёл, что он вернётся, никуда не денется, никто его не тронет. Я машину никогда не закрываю ключами. На работе всё открыто. Бензопила может неделю на улице валяться — никто её не тронет, понимаете?
Топор, сделанный братьями на их кузнице, стоит от 5 до почти 40 тысяч рублей. И клиенты находятся на почти все модели. График отправки расписан на три месяца вперёд. Причём аналогичные инструменты, сделанные авторскими кузницами в Северной Европе, могут стоить в семь раз дороже.
Олег Звягин, столяр:
«Сюда вваривается силовик кузнечной сваркой. Он выходит на самую-самую кромочку. Потому что снаружи конструкционная сталь. Она менее углеродистая и меньше закаливается. То есть она остаётся вязкой».
А вот этот топор, наверное, уже никогда не отправится за границу, да и вообще на продажу. Это одно из самых первых орудий, изготовленных в этой кузнице.
Втроём братья обеспечивают себя и семьи. В деньгах, говорят, вообще не нуждаются. Бизнес приносит отличный доход. Деревенская жизнь — душевный комфорт. Опыт работы в городе был у всех. Повторять его им пока не хочется. Бренд так хорошо себя зарекомендовал, что даже на выставки ездить почти не приходится.
— Там у кого-то работал, а здесь на себя.
— И как больше нравится?
— Конечно, на себя.
Олег Звягин, столяр:
«Если человек хочет себе найти место в жизни, он найдёт. Если он будет жаловаться, плакать, мол, я ничего не могу — так у него и жизнь будет складываться. Хочешь работать? Работай! Оно приходит не к тем, кто плачет, а к тем, кто ищет».
К сожалению, на этом наше путешествие заканчивается. Там, далеко в тайге, остались, без преувеличения, ещё сотни нерассказанных историй. На «обратной стороне солнца» всё несколько иначе, чем в большом мире. Сюда хочется возвращаться, чтобы иногда напоминать себе, что и сегодня люди умеют жить чем-то настоящим и своими руками строить лучшее будущее.
Денис Денисов, Павел Иваницкий