Совершит ли Красноярск очередную градостроительную ошибку? Угроза нависла над знаковым местом — левобережной набережной. Владелец речного вокзала представил эскиз реконструкции памятника и его окрестностей. Многие боятся, что берег превратится в большую парковку, а на местах для пеших прогулок вырастет очередной торговый центр. Что будет с набережной, расскажет Денис Денисов в специальном репортаже «Уговор на берегу».
Переполненные залы. Жаркие споры и беспокойство по поводу одного из главных мест притяжения горожан — левобережной набережной.
На первый взгляд, представленный эскиз реконструкции вокруг речного вокзала выглядит современно и разумно: рекреационные зоны, пешеходные пространства, избавление от засилья парковок и шашлычных. Но камнем преткновения становится двухэтажный торговый центр, которому, по мнению многих пришедших, здесь не место.
Артём Бадюков, депутат городского Совета Красноярска:
«Убрать палатки и летние кафе — это не этот проект делает. Нужно просто нашей администрации проявить волю немножечко и прекратить вот эту порочную практику. Люди переживают, что мы не увидим красивую картинку, которая сейчас здесь, а будет просто какой-то торговый комплекс, который совершенно не нужен нам. Мы утратим не просто вид на Енисей, мы можем утратить всю целостность и вот этот архитектурный ансамбль».
В мэрию уже отправили письмо, в котором просят отказать застройщику в выдаче разрешения на условно-разрешённое использование участка. Его автор — преподаватель кафедры градостроительства Иван Ряпосов. По его мнению, набережная — это место отдыха горожан, и только.
Иван Ряпосов, старший преподаватель кафедры градостроительства СФУ:
«Между каким-то небольшим кафе и торговым центром приличного масштаба есть некая тонкая грань. На мой взгляд, застройки такого масштаба на набережной быть вообще не должно. Это, опять же, дополнительная нагрузка — в том числе и на транспортные потоки, и, опять же, вопросы паркования, и так далее».
Уже много лет в развитых городах мира власти стараются освободить пространства около воды от автомобилей и лубочных торговых точек. К сожалению, в Красноярске после каждого шага в этом направлении делается два назад. Так, несколько лет назад урбанисты пришли в ужас после открытия развлекательного центра с кинотеатром. Напротив него выросла проезжая часть и несколько десятков парковочных мест. Большая часть набережной теперь принадлежит автомобилям.
— Дорожка, по которой я сейчас иду, считается велосипедной. Но очевидно, что никакого встречного движения она не предполагает. То пространство, которое есть, водители приспособили под свои бамперы. Ни о каком удобстве для экологичного транспорта здесь речи идти не может.
Едва ли не всероссийскую славу красноярская набережная получила ещё этим летом, когда её посетил известный столичный блогер Илья Варламов. На своей странице он, не стесняясь в выражениях, раскритиковал власти за засилье парковок, кальянных и шашлычных палаток. После нового эскиза реконструкции блогер только укрепился в своём мнении.
Илья Варламов:
«Это жуткое место, настоящий позор города. (...) Влепили справа от здания Речного вокзала нелепый ТЦ и парковку, убив половину набережной. Вместо того, чтобы снести его (...), мэрия решила построить для симметрии ещё один ТЦ слева от здания Речного вокзала.
Обсуждать уместность такого решения так же глупо, как обсуждать красоту помёта чайки на плече. Очень жаль, что жители Красноярска позволяют вот такое насилие над городом».
Пока в администрации строительство не согласовали — объект слишком большой и не вписывается в градостроительный план.
Судя по эскизам, на крыше двухэтажного здания будет стеклянный купол, её сравняют по высоте с улицей Дубровинского. Там же установят скамейки и организуют места для прогулок. На нулевом этаже планируется парковка.
Сейчас речной вокзал и земля под ним принадлежат частнику — компании «Крастехснаб-Западный». Реализовать планы центра с кафе, ресторанами, фитнес-залами, пассажирским терминалом и подземной парковкой планировалось в здании самого Речного вокзала. Но статус памятника и различные ограничения заставили владельца пересмотреть планы и спроектировать новое помещение.
Николай Хапков, инвестор строительства:
«Есть совокупность вещей, которые заставили нас уйти от того, что ставить только бизнес во главу угла, а сделать всё возможное, чтобы найти компромисс для граждан. Основная мысль была — уйти от речного вокзала с пассажирским терминалом в новое помещение, которое бы соответствовало современным требованиям и уровням».
По словам Хапкова, в собственность земля перешла по закону. 5 лет назад Сбербанк выставил на торги право аренды на 49 лет. Ещё через пару лет Российская Федерация позволила компании «Крастехснаб-Западный» оформить всё в собственность.
Ни одна из многочисленных проверок нарушений не нашла. Но у некоторых депутатов последнее вызывает большие сомнения, не говоря уже о честности всей презентации.
Депутат Александр Глисков считает, что юридически застройщику ничего не мешает в последний момент изменить мнение и построить на месте всё, что он захочет.
Александр Глисков, депутат Заксобрания:
«Нет никаких гарантий, что будет реализован тот проект, который инвестор представил на слушаниях. Можно там сделать всё что угодно — потому что как только там разрешат условно-разрешённый вид, любой торгово-офисный объект размещать не обязательно и не обязательно тот, который был презентован».
В управлении архитектуры настроены более оптимистично. По словам заместителя главы города, Андрея Макарова, на слушаниях был представлен не проект, а лишь идея реконструкции набережной. Красноярцев просят высказать свои предложения и замечания, которые непременно учтут в будущем. Далее будет градостроительный совет, ещё одни слушания и долгая работа по изменению охранной зоны памятника. Когда составят окончательный, всех устраивающий проект, — изменить его так просто уже не дадут.
Андрей Макаров, руководитель управления архитектуры Красноярска:
«Если есть проект, как можно ввести в эксплуатацию здание, если оно не соответствует проекту? Это уже история не для градостроительного кодекса, а для другого».
Когда точно начнут строительство, никто прогнозировать не берётся. Впереди ещё одни общественные слушания, с другими эскизами и другими предложениями. Но какими бы горячими и честными они ни были, по закону они носят исключительно рекомендательный характер. А значит, в любой момент их результаты можно проигнорировать.
В любом случае, окончательное решение будет за городской властью. Остаётся надеяться, что оно будет продиктовано интересами горожан, а не бизнеса.
Денис Денисов, Евгений Шестаков, Евгений Иванов