10749

«Никогда не брошу заниматься с детьми» (видео)

Учитель физкультуры показал необычные уроки, где ученики играют в «крестики-нолики» и бегают с парашютами
«Никогда не брошу заниматься с детьми» (видео). Фото и видео: корреспондент «7 канала» Герман Руднев
Фото и видео: корреспондент «7 канала» Герман Руднев

В красноярской гимназии «Универс» работает учитель физкультуры, который придумал необычный комплекс упражнений. На занятиях у Сергея Минденко бегают стометровку с парашютом и играют в «крестики-нолики» прямо во время забега. Он оценивает детей не за сданные нормативы, а за желание работать. «7 канал» побывал на уроке физкультуры у 44-летнего Сергея Минденко и узнал, как заставить детей заниматься физкультурой, почему занятия спортом учат детей лучше думать и необычном споре с отцом.

Биография

Сергей Минденко сразу просит не звать его физруком. Ему не обидно, просто «физрук» для учителей — это простой недалёкий парень. К популярному сериалу не относится никак: говорит, всё это сказка, извращённая фантазия. Учитель таких вещей, как Фома, позволить не может.

Учитель родился в Омске в спортивной семье: отец играл в хоккей с мячом, дед — мастер спорта по велогонкам и лыжам, бабушка толкала ядро на чемпионате СССР и преподавала в местном институте физкультуры. Этот вуз закончили почти все родственники Сергея — дед, дядька, сестра, родственница.

В 5 лет играл в хоккей с мячом: коньки было сложно купить, отец приматывал сыну лезвия на валенки. Но Сергею больше понравился бег на коньках. По этой специальности он 8 лет тренировался в школе олимпийского резерва и получил титул кандидата в мастера спорта. После спортивной школы физкультура в обычной казалась развлечением.

Сергей всю жизнь хотел стать хирургом, даже занимался на кафедре анатомии. Но, рассказывает, бабушка настояла, чтобы он связал жизнь со спортом. Сергей побоялся поступать в мединститут и вслед за родственниками пошёл в физкультурный вуз. Закончил по специальностям — «учитель физической культуры, тренер по конькобежному спорту, специалист по массажу и спортивной медицине».

000018.jpg

После переезда в Красноярск в 2011 году ему предложили перейти в «Универс» учителем физкультуры. Отец отнесся к новой работе сына со скепсисом. Пришлось даже спорить на коньяк, что никогда не бросит заниматься с детьми.

«Отец сказал: „Я всё-таки дождусь, когда ты кинешь мяч и сядешь на скамейку“. Я сказал: „Не дождёшься“. Спорили на коньяк. Я пытаюсь выиграть пари!» — говорит Сергей Минденко.

Сергей женат, у него двое детей. Супруга — заместитель директора в гимназии №3.

Как занимается с детьми

«Мы не учим баскетболу, мы учим с помощью баскетбола», — объясняет учитель. Все игровые виды спорта для него — это повод научить детей другим навыкам, более полезным: например, работать в команде и учиться думать быстро. Упражнение с куполом-«медузой» развивает и руки, и реакцию. Группа делится на первый-второй, все вместе на счёт «три» поднимают большой купол. «Первые» держат купол, вторые должны убежать, размяться и успеть вернуться, пока купол не упал.

Ещё одно упражнение — эстафета «крестики-нолики». Ученики из двух команд должны не просто пробежать дистанцию, но ещё и сыграть друг против друга — бросить мешочек с песком в правильную клетку. Это непросто: пока участник бежит, ситуация на «доске» может резко поменяться. Приходится принимать решение прямо на бегу.

Сергей Александрович не натаскивает учеников на ГТО. «Это то же самое, что натаскивать на ЕГЭ. Целенаправленно тратить урок на это я не буду», — говорит учитель. Но после уроков физкультуры в «Универсе» нормативы сдают практически все.

Какие новшества внедряет

Техники и упражнения Сергей Александрович находит в интернете. Жалуется: на русскоязычных сайтах бесплатных комплексов занятий не найти, почти всё — за деньги. Поэтому собирает бесплатные упражнения на английском языке.

Лучшие методики учитель тоже раздаёт безвозмездно — показывает на открытых уроках и задаёт детям как домашние задания. Каждому ученику выдаёт программу «50 дней отжиманий». Другие учителя и родители удивляются — зачем вы это показываете, кто-то же воспользуется и внедрит у себя? «На этом богатым ты не станешь», — объясняет тренер.

Сергей первым в Красноярске внедрил TRX-петли — тренажёр из связанных в узлы канатов. Ученики фиксируют руки и ноги в петлях и отжимаются, подтягиваются, приседают. Снаряды делал сам — из строп промышленных альпинистов и карабинов. Вместо ручек водопроводная труба. Самодельные петли выдерживают около 700 кг: «чтобы сорваться — только руки отпустить», говорит учитель. По такому же принципу, из строп и ремней, учитель сделал координационные лестницы — они позволяют устраивать разминку с прыжками.

000016.jpg

Ещё одно новшество — легкоатлетические парашюты из шёлка. Тоже сшил сам: научился у мамы-закройщицы. Снаряды крепятся на пояс и не дают ученику во время забега слишком сильно разогнаться. На одного ученика можно надеть до трёх штук.

000015.jpg

Как оценивает учеников

Сергей Александрович разработал рейтинговую систему оценки учеников. Оценки за четверть он выставляет по сумме баллов, которую набрал ученик. Учитель учитывает посещаемость — сколько занятий посетил ребёнок, сколько пропустил из-за школьных соревнований, по болезни или освобождениям. Прибавляет к ней баллы за выполненные тесты, прилежание, занятия в секциях и участие на соревнованиях. За плохое поведение баллы вычитает.

Такая система позволяет понять, работает ли ребёнок на физкультуре, и оценить его старания — даже если ученик что-то не может. Сергей Александрович вспоминает: работал с мальчиком, который отлично бегает, прыгает, играет в баскетбол и футбол, но «умрёт — никогда не подтянется». Оценка за прилежание и дополнительные баллы компенсируют отставание такого ученика — и он может заниматься тем, что у него получается.

«Если рыбку заставлять лазить по дереву, она всё время будет думать, что она тупая рыбка. Ну не надо рыбке лазать по деревьям», — говорит учитель.

Как мотивирует детей учиться

До «Универса» Сергей Александрович работал со студентами СФУ. Занятия в институте больше похожи на тренировки, рассказывает учитель. «Студент более разумно подходит. Школьники не понимают, что им это бесплатно даётся и они должны это брать».

Чтобы школьники захотели заниматься физкультурой, их надо зажигать. «Дети не любят серости и пустоты. Им нужен азарт. Ребёнок должен увидеть искру у учителя — и тогда пойдёт». Поэтому Сергей продолжает искать новые техники в интернете и адаптировать их для школы. Сейчас очень хочет сделать тренировочную платформу для прыжков — на руки и ноги ученика крепятся жгуты, и нагрузку на них можно подстраивать отдельно под каждого школьника.

Чтобы не занимались кое-как, учитель сам не должен халтурить: «Когда я показываю упражнение, стараюсь делать его, может, не на 100 процентов чётко, но на 95-99 процентов должен его чётко выполнить».

При этом Сергей Александрович никогда не заставляет детей заниматься просто потому, что они должны. В принципе ребёнок никому не должен, говорит учитель. Детей пытается просто убедить. Его главный аргумент:

«Вы через три года будете готовы деньги платить за этот фитнес-центр! Почему не заняться этим здесь бесплатно?» 

Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости