Скульптурный городок, где когда-то создавали десятки украшающих Красноярск монументов, сегодня стоит без отопления и воды, а сами помещения давно требуют ремонта. Сейчас там работает один-единственный скульптор. Он отказывается покидать любимую мастерскую и надеется на лучшее.
— Это моя любимая буржуйка, которая, наверное, в 21 веке кажется каким-то чудом...
Василий Сивцев кокетничает. С буржуйкой — не по любви. Уже 13 лет в мастерской холодно, как на улице.
До 90-х годов здание принадлежало государству, после распада СССР территория перешла в собственность союза художников. Денег на содержание не хватало. В начале нулевых в мастерских отключили воду и отопление. Но скульптора Василия Сивцева сложности не испугали — он уже 17 лет творит в этих стенах. Говорит, место с сильной энергетикой.
Скульптурный городок построили 40 лет назад. Здесь организовали 4 мастерских, работало около 20 скульпторов, сейчас остался только один.
В мастерской Аделя Хакимовича Абдрахимова все осталось практически так же, как и при жизни. Вот одна из самых значимых работ. Эта модель выполнена из гипса и посвящена первооткрывателю Сибири. Сам монумент стоит на Диксоне, его высота приблизительно 4,5 м.
Памятник Никифору Бегичеву — не единственная гордость. Вокруг десятки работ, и каждая со своей историей. Но в городке сохранились лишь две мастерские. Одна с работами Аделя Абдрахимова, в другой трудится Василий Сивцев.
— Через образ отца своего мыслителя изобразил. Эту работу делал 2 года, наверное.
На одну работу у скульптора могут уйти года. А в таких условиях работать еще труднее. Тем более скульптор — сама по себе профессия тяжелая. Требует особых условий труда: необходимо больше пространства, в работе творцы используют тяжелые материалы: бронза, дерево, бетон, мрамор.
Несмотря на проблемы, Василий уверен, нужно продолжать творить.
«Вообще, скульптура для Сибири и Дальнего Востока — явление новое. Только в 20-м веке появилось. А без прошлого нет настоящего. Если в прошлые времена люди оставили после себя работы, мы обязаны, я так думаю, не то что сохранить, а продолжить», — говорит Василий Сивцев.
В прошлом году скульптор организовал небольшой симпозиум, в апреле хочет открыть выставку со своими работами. Василий говорит: он счастливый человек, ведь учился и работал с настоящими мастерами своего дела. Но признается, его стремление — держится на энтузиазме. Хорошо бы желанию добавить условия.
Помещение принадлежит Союзу художников края, для которых содержать его, по их словам, непосильное бремя. А министерство культуры не имеет права финансово помогать общественной организации. Вот и получается, что работает на энтузиазме. Но сколько в регионе таких скульптуров и можно ли таким образом привлечь молодежь? Вопрос риторический.
