В Красноярске снова будут строить метро. По крайней мере, этого очень хочет Игорь Иванов, вновь назначенный директора управления по строительству метрополитена. Он уже занимал эту должность с 1997 по 2009-й год. На сессии горсовета он заявил, что первую ветку можно построить за три с половиной года — при идеальных условиях финансирования. Подробности у Дениса Денисова.
«Мы надеемся, что сегодня возвращение метрополитена будет со знаком качества», — рассказывает Игорь Иванов. Это выступление на горсовете ознаменовало новое воскрешение красноярского метро. Правда, пока воскрешение лишь в планах.
Проект федерального закона, который вводит понятие метрополитена как инвестиционного проекта, принят Государственной думой РФ только в первом чтении. Но вновь назначенному директору управления по строительству этого оказалось достаточно, чтобы начать мечтать:
«Этот закон даст толчок, я уверен, тому, что будут приняты инвестиционные программы в ближайшие годы по строительству метрополитенов в России. По-моему, после Универсиады метрополитен будет расконсервирован, и мы приступим к строительству», — уверяет и. о. директора управления по строительству метрополитена Игорь Иванов.
Строительство красноярского метро началось 22 года назад при губернаторе Валерии Зубове. Приостановлено в 2011-м и возобновлено в 2012-м, в 2015-м — вновь законсервировано. Кстати, консервация обходится краевой казне в 76 млн руб. в год, а всего на работы уже потрачено, по разной информации, от 5 до 7 млрд руб. Сейчас под Красноярском прорыто более трёх километров путей.
Следы красноярского метрополитена разбросаны по всему левобережью. Один из них — в центре города, на площади Революции. Под круглой клумбой находится ствол шахты. Сейчас он засыпан, но теоретически по нему можно спуститься на станцию метро.
Если вспомнить старые планы, то первая ветка красноярского метро должна начинаться с улицы Высотной. Далее следовать на железнодорожный вокзал, площадь Революции и заканчиваться в районе зала филармонии. Однако такая схема создавалась, когда еще не было столько домов в Покровке, Северном, Солнечном. Сейчас там живёт очень много людей, которых схема метро оставляет не у дел. Но даже с их учётом, градостроительная практика и теория показывает, что городу-миллионику ни за что не окупить траты на метро.
Александр Коропачинский в свою бытность депутатом много занимался этим вопросом:
«В Красноярске это — из пушки по воробьям. Это очень дорого стоит, и даже если нам деньги упадут с неба, то содержать потом придётся за счёт муниципального бюджета. А стоимость содержания метро огромная. Поэтому Красноярску метро не просто ненужно, неэффективно — оно просто вредно», — считает генеральный директор строительной компании.
Не стоит забывать, и что красноярский метрополитен будет одним из самых радиоактивных в мире. Всё из-за газа радона, который скапливается под землёй. Расчётом того, сколько будет стоить строительство в таких условиях, никто не занимался.
«Наша земля излучает радиация, и есть средняя по всему миру. У нас в Красноярске [радиация] в 2,5 раза выше, чем в среднем», — рассказывает сотрудник Красноярского научного центра СО РАН Рэм Хлебопрос.
Напомним, что после консервации губернатор распорядился сосредоточиться на наземном строительстве. А расчёты показывают что развитие альтернативного транспорта, например городской электрички или банальных автобусов, даст гораздо больший эффект за меньшие деньги.