Биография
Теорию и практику верстая,
Я понял, на седой мотая ус:
Архитектура — женщина простая,
В отличие от прочих славных муз.
Красноярск, каким мы его знаем, во многом сложился под влиянием идей Арэга Демирханова. Почти все знаковые места города (Театральная площадь, гостиница «Красноярск», здание филармонии, КИЦа, главного недостроя города — башни КАТЭКа) построены при его участии. Популярности Демирханов не потерял и в новой России: в
Всего Арэг Демирханов проработал в Красноярске более 50 лет, но приехал в наш город из Хабаровска он только в 1965 году, когда стал сложившимся специалистом. «Я почувствовал каким-то третьим чувством: в Красноярске намечается строительный бум», — рассказывал в интервью «7 каналу» архитектор. Вскоре он стал главой «Красноярскгражданпроекта».
Во многочисленных интервью он рассказывал о своей родословной: его отец, тбилисский армянин, приехал в Сибирь как журналист писать о больших стройках. Там он и познакомился с матерью будущего архитектора. Женщину часто посылали на восстановление разрушенных после войны городов, и маленький Арэг видел разрушенную войной страну.
«Сама война застала меня не в Новосибирске, а в Томске. Моё поколение — поколение детей войны, 8-9-летние пацаны, которые повзрослели буквально через неделю после её начала. Матери взяли нас с собой вместе, может, и не подумав хорошенько. Взяли мыть санитарные поезда. Я жил на Томске-2, рядом с вагонным депо. И пришли туда через неделю после начала войны первые санитарные поезда — расстрелянные, окровавленные изнутри. И мы повзрослели, буквально тут же», — вспоминал военные годы в интервью газете «Конкурент».
В школе его любимым предметом стала литература, именно в период обучения он начал писать стихи, в том числе те, которые представлены в нашем тексте. Рассказывал архитектор и о своей вере: мать, партийный работник, сильно рискуя, крестила ребенка тайком в страшном 1937 году.
Застройка Театральной площади (началась в 1967 году)
Но на сердце — покой. Я при жизни пожал, что посеял.
И над Качей-рекой, и над главной водой Енисея
Будут долго царить сочиненные мной силуэты.
Кто-то будет корить, кто-то слать с запозданьем приветы…
Даже лет через сто, если здания в прах обратятся
Люди вспомнят за то, что умел над собой посмеяться!
Демирханов считает свою личность «безумно оригинальной», известен он и манерой иронично говорить о себе в третьем лице. Вот как он рассказывает о постройке гостиницы «Красноярск»: «Изначально планировалась гостиница на 200 мест, но Арэг Саркисович убедил сделать ее в два раза больше. Это была победа. На задах там тогда стоял маленький автовокзальчик и деревянная застройка. Оперного театра еще не было — он достраивался после завершения строительства гостиницы», — рассказывает о своих схватках в чиновничьих кабинетах Демирханов и называет архитектуру прерогативой власти.
Кстати, руководил он и позднейшей реконструкцией Оперного, но непосредственно проект делался организацией, специализирующейся на строительстве зрелищных зданий.
Проблемой стала постройка управления Енисейского речного пароходства. Дело в том, что по тогдашним правилам самым высоким должно было быть здание мэрии: в Москве никак не согласовывали рядом строительства высотки. Демирханову удалось убедить всех — главная достопримечательность города, это не здание администрации, а Енисей, который далеко видно из окон пароходства.
«Площадь
Легенды о БКЗ
Не люблю большие города! —
Не разберёшь «Кто где» и «кто куда»
То — не по сердцу,
То — не по уму!
И кто кого, когда и почему.
Я не люблю большие города,
Но эта енисейская вода,
И эти Красноярские Столбы,
Как часовые на краю судьбы!
Отдельная легенда сложилась и о строительстве здания филармонии. Сам БКЗ строился как зал съездов, потому что мест для сбора важных партийных бонз в большом крае не было. Но Демирханов схитрил и сделал большую сцену, чтобы местным танцорам, например, знаменитому Михаилу Годенко, было место для выступлений.
На закрытой презентации здания случился конфуз: из-за необычной конструкции пришлось делать сложную систему пожарной сигнализации. Рабочий запутался и нажал не ту кнопку. В итоге на гостей пролился водяной дождь. Он не только залил строгие пиджаки, но и подпортил дорогие ковры и мебель.
Изначально не планировалось строить малый концертный зал, но стройку удалось «пробить»: знаменитому дирижеру Ивану Шпиллеру негде было выступать со своим оркестром. Известный на всю страну артист давал концерты в школьных актовых залах. Сначала тогдашний глава края Павел Федирко прогнал просящих со словами «Какой зал для симфоний. У нас колбасы нет!», но вскоре уступил и выделил средства.
С залом связана и грустная история: после реконструкции не сохранилась уникальная люстра. «Не смог спасти: прокол в биографии», — сокрушался Демирханов.
Площадь перед БКЗ и КИЦ
Понимаю, что снится мне всё.
Белый город
Со склона на склон.
Над театром в свое колеснице
Покровитель искусств Аполлон!
Ярко светится башня КАТЭКа,
Над рекой неугарная тьма
И, как в зеркало, смотрятся в реку
Красоты небывалой дома!
Доминантой будущей площади перед БКЗ, как и в случае со зданием мэрии, должна была стать высотка. На этот раз здание КАТЭКа. «Если вы приглядитесь по оси Копылова — вы увидите высотное здание как знак рождения города, ведь тут был острог», — пояснял идею Демирханов. К сожалению, здание не могут достроить до сих пор.
А нынешний музейный центр ранее назывался музеем Ленина. Демирханов согласился строить здание, но с условием: он должен посмотреть все подобные музеи в Союзе. Вместе с сотрудником КГБ они объездили Монголию, Узбекистан и крупные города России. По задумке здание рождается из Красного Яра, как бы вырубаемое резцом скульптора. Его должен был увенчивать купол, но впоследствии от него отказались.
Современность: «Реки Сибири» и «Биг-Бен»
На Дубровинской улице,
Там, где яблони в ряд
Белоснежно красуются
Столько весен подряд,
Где дома отражаются
В енисейской воде,
Жизнь моя продолжается —
То в пирах, то в труде.
Сравнения башни с часами на здании мэрии с английским Биг-Беном Демирханову не нравится:. «Что вы! Какой Биг-Бен, там совсем другая конструкция. Я вспоминал о красноярском остроге, о башнях деревянных. После того, как при строительстве Большого концертного зала на Стрелке археологи раскопали венцы бревенчатого сруба крепости Красный Яр, мне этот образ не дает покоя. Представляю детинец — внутреннее укрепление острога, четверик, частокол стен».
Башня появилась в 2001 году, в этом же году площадь после соцопросов горожан переименовали в Театральную (раньше она называлась площадью
Говоря в последние годы о застройке города, архитектор не разделял недовольства горожан. По его мнению, испортить облик нашего города очень непросто. «Главное свойство Красноярска, но это по секрету, никому не говорите, а то мне сильно попадет: его невозможно испортить никакой застройкой. Потому что доминанта Красноярска — это котловина с великолепием Енисея и в окружении отрогов Восточного Саяна», — говорил архитектор.