Корреспондент «7 канала» Денис Денисов уже много дней изучает проблемы красноярской экологии. В эфире новостей стартует его специальный проект «Практическая экология». В нём он подробно расскажет, чем опасно безразличие людей к природе и постарается выяснить, почему город накрывает смог.
Набережная Академгородка — очень показательное место. Если смотреть в безветренную погоду, в сторону Дивногорска — открывается почти открыточный вид: зелень и голубое небо. А стоит развернуться в сторону Красноярска — пожалуйста, все 50 оттенков серого. Пугающий контраст. И в таком режиме красноярцы проводят в среднем 2 месяца в году.
Термин «чёрное небо», кстати, придумали журналисты. По-научному это явление называют «неблагоприятные метеорологические условия». Они могут появиться из-за слабого или полного отсутствия ветра, тумана и так называемых инверсионных распределений температур. Красноярск расположен в своего рода котловине. Холодный воздух — тяжёлый, а потому он спускается по сопкам вниз. А вот тёплые воздушные массы, более лёгкие, накрывают город как крышкой.
Когда нет ветра, вся грязь, все загрязняющие вещества фактически не выветриваются из приземного слоя города Красноярска и мало того что не выветривается, они ещё и накапливаются. То есть, вырастает концентрация.
Специалисты говорят, что в составе воздуха Красноярска содержится до 18 загрязняющих веществ.
В период НМУ особое беспокойство вызывают:
Формальдегид (CH2O) — может вызывать аллергию, опухоли и лейкемию.
Бензапирен (C20H12) — способен накапливаться в организме и вызывать мутации, в том числе у будущего потомства.
Диоксид азота (NO2) — провоцирует астму, бронхит, воспаление слизистой желудочно-кишечного тракта, сердечную слабость и нервные расстройства.
Диоксид углерода (CO2) — причина неожиданных головных болей, тошноты, головокружений и потери сознания.
Лет 7-8 назад о чёрном небе никто не говорил, и может показаться, что раньше было лучше. На качество воздуха особо не жаловались. Однако многолетняя статистика — вещь упрямая. И данные наблюдений показывают: в период расцвета советской промышленности дела обстояли ещё хуже.
«Нередко по тем архивным данным, которые мы видим, у нас объявлялся не только первой степени НМУ, но и вторая, и третья. Я, например, работая здесь уже 13 лет, не помню, чтобы объявлялась третья степень опасности НМУ», — говорит ведущий синоптик отдела метеопрогнозов красноярского гидрометцентра Оксана Сальникова.
Однако единого мнения в стане экологов по поводу главного источника всех бед нет. Кто-то винит промышленность, кто-то автомобили. К тому же, массовая застройка окраин частными домами в разы увеличила количество частных котельных и печного отопления. Дым от них не уносится далеко, а остаётся прямо в жилом массиве.
Сказать точно, сколько и чего вдыхают красноярцы, ежедневно никто не может. Действующие сети мониторинга, а их две, не показывают целостной картины.
«Одна — это федеральная, Росгидромета, другая — это территориальная сеть наблюдений, краевая, и ни та, ни другая система, к сожалению, не укомплектована должным образом и надлежащим количеством аппаратуры», — пояснил председатель общественной экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края Александр Колотов.
Одним точечным ударом экологическую проблему не решить. Многие годы экологическая обстановка ухудшалась, и сегодня Красноярск оказался на 11-м месте среди самых грязных городов России.
«Здесь нельзя говорить, что первенство принадлежит только автотранспорту или только каким-то частным печным источникам. Здесь ответственность чётко перераспределяется, и она распределяется по веществам. То, что выбрасывает ТЭЦ или то, что выбрасывает КрАЗ, или то, что выбрасывает транспорт — это не одни и те же вещества. Это разные вещества и потому при разных условиях происходит перераспределение вкладов», — рассказывает ведущий специалист Института химии и химической технологии Сергей Михайлюта.
В рамках проекта «Практическая экология» мы постараемся разобраться, что уже сегодня могут сделать красноярцы, чтобы смог над городом, в конце концов, развеялся. А завтра расскажем о том, как сделать любой автомобиль почти в 30 раз экологичнее.