Абаканская протока превращается в зловонное болото. Всего за пару лет живописное место около дамбы превратилось в скопище грязи, водорослей и отбросов. По мнению многих экспертов, причина тому застройка и человеческая нечистоплотность. Как советская мечта о бесплатном пляже для всех жителей Красноярска превратилась в экологическую катастрофу, расскажет Денис Денисов.
— Тут протока была — это же всё засыпали.
Анатолий Емельянович говорит не о каких-то давних годах, а о 2014-м. Гуляет он здесь часто, поэтому одно из самых живописных мест правобережья превратилось в болото у него на глазах.
«Раньше там сам рыбачил, щучек ловил по той стороне, ходил на островок. Сейчас ни закинуть ни блесну, ничего — всё в траве», — рассказывает житель правобережья Анатолий Ганжа.
Отсыпка грунта, строительство нового микрорайона, открытие рыбного хозяйства и катастрофическая нечистоплотность отдыхающих превратили Абаканскую протоку в застоявшееся болото буквально за пару лет. Хотя в советское время эта территория планировалась как место для купания и отдыха. После строительства ГЭС вода в Енисее стала слишком холодной, чтобы в ней плавать. Тогда решили сделать дамбу, чтобы образовалась тёплая заводь.
— Для того чтобы сделать воду в протоке теплее, сюда и вывели трубу с ТЭЦ, которая сбрасывает горячую воду. Но учитывая, что проточности здесь уже практически никакой, горячая вода стала просто ещё одним фактом, который стимулирует рост болота.
Теперь купаться в воде Красноярска стало нельзя, а строить на ней можно. Инженерное сооружение внутри дамбы, которое обеспечивает проточность, а значит, очистку воды, пересобрать должен был застройщик. Но он обанкротился.
За новым застройщиком никаких обязанностей не закрепляли. По предварительной оценке привести Абаканскую протоку в порядок обойдётся в 250 млн руб.
«Среднегодовые температуры воды выше, чем положено. В данной флоре при такой температуре и без периодического промывания постоянного потока завелись совершенно другие микроорганизмы, которым вообще нет места на дне протоки, появились опять водоросли», — говорит эколог Сергей Шахматов.
Учитывая, что людей в этом районе, да и в городе в целом, стало больше, продукты их жизнедеятельности стали попадать в протоку чаще, а вымываться реже. Всё это служит пищей для огромного количества организмов, которые раньше здесь никогда не жили.
«Для большинства растений соединения азота и фосфора являются дефицитными и, соответственно, регулируют их скорость развития. Если в воде их много, то они развиваются довольно активно. Один из главных факторов — это, несомненно, поступление большого количества этих соединений в воду», — рассказывает директор Института экологии и географии СФУ Руслан Шарафутдинов.
Таким же образом, кстати, учёные СФУ могли бы разработать и план по очистке протоки — просто подселить туда те организмы, которые питаются ненужными. Вместе с дополнительными мероприятиями это бы на это ушло бы меньше двух лет.
Но таких исследований никто не заказывал и даже не интересовался. Дамба и дорога на ней принадлежит городу, вода — государству, работать с федерацией должен край. И не исключено что к тому времени, пока этот бюрократический ребус решится, в городе появится на одну экологическую проблему больше.