На днях буквы «TPHK» появились на фасаде старейшей аптеки Красноярска на пр. Мира, 75 и на стенах домов рядом — у памятника Андрею Поздееву. Автор фото Иван Санников рассказывает — их сделали ещё в конце июля перед тем, как здесь начался капремонт: «проспект выглядит как разбитая окраина города, граффити обычно появляются именно в таких местах». Рисунки пообещали смыть только через 3 недели. Здание аптеки считается объектом культурного наследия.
Начальник отдела сохранения объектов культурного наследия Юрий Тихонович пояснил: убрать буквы с аптечных стен будет нелегко. «Там открытый кирпич, который достаточно гидрофобен — он всасывает влагу. Поверхность рыхлая, пористая, забивается, поэтому здесь недопустимы механические способы воздействия — пескоструйные и так далее. Это будет попытка либо помыть химией, либо гелеобразными пастами. Это целый вопрос. До сих пор не могут счистить граффити на кинотеатре „Родина“», — напомнил руководитель.
Примечательно, что на здании кинотеатра появилась такая же надпись, «TPHK». Нарисовали ее на уникальной мозаике кинотеатра в мае — большие чёрно-белые объёмные буквы на енисейской гальке, которую в 1960-м выложил художник Евгений Кобытев. Панно тоже признали объектом культурного наследия. За три месяца буквы на нём так и не счистили.
По названию TPHK «ВКонтакте» находятся фото «затэганных» поездов и стен в Красноярске и других городах — Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Владивосток, Хабаровск, Железногорск. Самый активный автор группировки зовёт себя Sfaer, он из Красноярска. Местный уличный художник Захар Евсеев назвал его «пожалуй, самым активным сибирским граффити-художником». «Тэги» Сфаер выкладывает на портале о граффити vivacity.ru и на странице в соцсети Tumblr. Лицо на фото он скрывает, но, судя по кадрам, это молодой парень.
О «TPHK» знают и другие уличные художники, рассказал «7 каналу» автор проекта «Кипиш-град» художник Александр Закиров. Он также рассказывает о методах работы группы:
«Они каждый кусочек территории отвоёвывают. Мы с ребятами делали проект на фасаде здания на Мира — мультифорки в двух местах наклеили. И в ту же ночь с одного из мест мультифоры исчезли, и на их месте уже красовалось „tphk“», — комментирует художник.
По словам уличного художника Захара Евсеева, он знаком со Сфаером, но говорит о нём и «TPHK» расплывчато — «эти движения далеки от меня по всем параметрам». Рассказывает — команда работает 10-12 лет. Начинали, «наверное, с правобережья, а затем по городу — сильно не следил». Сфаеру, предполагает он, до 25 лет.
«Крутой граффитчик, бесспорно. Его активность, локации и многое другое — на высоком уровне по меркам нашего направления. За некоторые вещи я его осудил, мне они не понятны, всё остальное — его личное дело», — отзывается мужчина.
То, что делают участники «TPHK», называется «бомбингом» — вандальной стороной граффити, объясняет Захар: «это часть граффити, она была, есть и будет, это основа рисования на улице. С этого все началось». В интервью журналу New York Magazine известные нью-йоркские художники подтверждают: граффити в 1960-х начались с подписей-«тэгов» от «райтеров» (авторов надписей).
Захар Евсеев предположил, зачем вандалы испортили мозаику кинотеатра: «Была информация, что „Родину“ переделают и, как они подумали, мозаику уничтожат, поэтому напоследок нагадили на ней, как протест. Возможно, это отговорки. Я думаю, люди уже 10 раз пожалели о том, что сделали». А вот аптеку на пр. Мира, уверен художник, «забомбил» кто-то другой из группы, но не Сфаер — «слишком криво всё».
Версию Захара Евсеева подтверждает другой известный уличный художник (называть себя в материале он отказался). «Как я понимаю, у ребят было отношение, что это здание [„Родина“] заброшено. А в мозаике они культурную ценность и не видели, и не подозревали об этом. Памятники и исторические объекты [в граффити обычно] не трогают, но есть те, для кого нет никаких правил», — рассказал он.
Насчёт стен на главной улице собеседник высказался так:
«Есть улица — и есть классные поверхности, на которых можно оставить свое имя и команду, и затем доблестные журналисты и СМИ им принесут славу и известность. Это их самореализация. Это как спорт с адреналиновой зависимостью. В Красноярске нет условий для легальной самореализации. В Москве очень часто проходят граффити-фестивали, у нас с этим делом все худо», — говорит художник.
В профильном паблике «ВКонтакте» нашлось и интервью одного из членов команды за 2014 год. Парень под ником «Олдбобби» рассказывает — был в «TPHK» с самого начала под разными прозвищами — Sweet, Fin, Phin, Ugol. «Бывало время, когда мы с малым оставались вдвоем, но нам всегда было просто ***** [безразлично], мы и вдвоем вывезем», — пишет «Олдбобби». Аббревиатура TPHK, с его слов, изначально расшифровывалась как «Трэйн Фрикс Киллаз Крю» (Train Phreaks Killaz Crew, «Команда убийственных поездных фриков» — переводы автора).
Ещё немного о «TPHK» рассказал руководитель команды художников, которые счищают мозаику на «Родине» — художник Андрей Спирякин. По его словам, узнать, кто такие «TPHK», по «тэгам» можно. Но доказать, что рисуют именно они, сложно: например, кто-то подделает надпись и специально подставит художников.
Источник «7 канала» пояснил: «TPHK» работают примерно с 2007 года. Команда состоит из нескольких «райтеров» (авторов надписей). Сфаер — «старичок», раньше он звался Sip, свои работы часто помечает «TPHKS». Есть молодые райтеры (один из них известен под никами Heor или Эйм) и последователи — например, команда Wauz (Wau) с правобережья. Разных авторов в команде можно определить по почеркам надписей.
«Большинство райтеров дисциплинированные и понимают, где можно рисовать, где нельзя рисовать. Некоторые посещают курсы, где их обучают, рассказывают, что можно, что нельзя. А данная команда не чтит никаких ни моралей, ни законов, ведёт себя безнаказанно. Если их [„TPHK“] поймать, можно искоренить практически весь вандализм в Красноярске», — рассказал источник.