Капремонт центра Красноярска, если верить чиновникам, уже через полмесяца должен кончиться. О работах высказывались возмущенные горожане, чиновники, уверяющие, что все идет по плану. Теперь мы предлагаем вам посмотреть на работы изнутри, со стороны рабочих, тех, кто своими руками разбирал брусчатку, слой за слоем снимал асфальт, а потом вновь все возвращал на место. Их откровенные рассказы о трудностях и зарплатах - ниже.
На пр. Мира на данный момент завершается ремонт участка от ул. Горького до Робеспьера. Здесь укладывают асфальт и кладут брусчатку. Савэй разравнивает лопатой песок на продленной пешеходной части на участке от Робеспьера до Профсоюзов: здесь должна лечь новая брусчатка. Правда, к какому сроку нужно уложиться, рабочий не знает — говорит, он и его команда (в стороне стоят три человек, у них сейчас перерыв) на участке четвертый день. До этого он занимался аналогичными работами на Красрабе. Сейчас должна начаться погрузка мусора:
«Вот КамАЗ стоит, вот пакет стоит, сейчас землю уберем, мусор уберем. Потом подсыпать будем песком, разравнивать. Дальше брусчатку укладывать». Рабочий день начинается с 8 утра, заканчивается в восемь вечера. Предусмотрен обед с 12 до часу дня. Но до него нужно еще успеть выровнять песок.
По словам работника субподряда, здесь каждый день ходят проверяющие из стройнадзора, проверяет и генподрядчик и глава департамента горхозяйства Игорь Титенков, раз в неделю проходит мэр, постоянно ругается. «Асфальт мы укладываем по всему пр. Мира. Акбулатов с первого дня патрулирует улицу. Вначале еще не так сильно, а когда понял, что где-то кто-то не успевает, чаще стал», - рисует благостную картину не пожелавший представляться рабочий.
Совсем другое поздно вечером рассказал работяга из Татарстана, попросивший у корреспондента прикурить:
«Вот смотри, нормальная же здесь брусчатка? А вот через неделю ее к чертям разберут. И бывает, подъезжают, говорят, якобы мне на дачу плитку надо. Я ее не отдаю, это делают особые люди. Здесь такое крутится, если бы я все рассказал, мне бы башку завтра оторвали или по Енисею или Каче пустили».
Он признается: за 12-часовой рабочий день получает 500 руб., а так как трудиться приходится ежедневно, то зарплата составляет 15 тыс. руб. в месяц. Другой рабочий с проспекта называют другую цифру: Валерий, приехавший из Самарской области, работает за тысячу рублей в день и укладывает брусчатку на перекрестке Мира-Диктатуры.
«В Сибири захотелось побыть, давно не был. У меня здесь родственники. Приехал, решил подзаработать, вот и работаю уже две с половиной недели. Укладываем брусчатку по всему проспекту. Говорят, что до 31 октября поставили сроки, но я не компетентен в этих вопросах. Сказали, что делать — я делаю».
Но Валерий не уверен, что до установленной даты все успеют, ведь уложить брусчатку, по его словам, дело последнее. Сначала дорожное покрытие, потом электрика и световые опоры: если их вовремя не поставят, то и его сроки затянутся. Вчера рабочий работал на участке через дорогу, пришлось перекладывать плитку из-за неровностей и ямок.
На участке от ул. Декабристов до Робеспьера должны укладывать асфальт, но работа встала. Техника стоит по простой причине — плохая погода: «Мы должны уложить новый слой асфальта. Если погода будет нормальная, то все работы уложатся в два дня. С асфальтом мы работам тут дня три. Тут же копали весь квартал, канализацию делали. Сейчас все стоит. Ждем погоду. Если завтра (14 октября) погода хорошая установится, приступим к работам, говорит рабочий.
«Зачищаем, подметаем, сгружаем мусор — видите мусор в мешках? — машина уезжает. Как только подсохнет, завтра или послезавтра — кладем асфальт. После укладки требуется три дня, но движение плотное, поэтому откроем дорогу через сутки».
Через дорогу трудится 20-летний красноярец Алексей. Говорит, на капремонт вышел, потому что скучно дома стало, к тому же захотелось помочь родителям. Вместе с Алексеем на участке работает старший проверяющий Михаил. До этого они укладывали брусчатку напротив краевой администрации. Сроки, когда должны уложиться, они не знают, говорят, что все вопросы к руководству: «Нам сказали, чем быстрее сделаем, тем быстрее денежку заработаем».
Более откровенными оказались дорожники с улицы Карла Маркса. Там сейчас также укладывают брусчатку и устанавливают бортовой камень:
«С июля это все происходит и никак не закончится. По всему Маркса мы ставим бортовой камень, который отделит газон от пешеходной части. Конкретно на этом участке (зона в районе ТЦ «Хамелеон») закончим завтра. А дальше до Вейнбаума пойдем. До 31 постараемся успеть», — говорит Карен (имя по просьбе изменено).
Однако он поделился, что зарплата в день у него гораздо выше, чем у рабочих с пр. Мира, и он работает на генподрядчика более пяти лет. Правда, конкретную сумму не назвал. Их коллега Гарик с участка Кирова-Диктатуры свой доход скрывать не стал и назвал, что получает 50 тыс. руб. в месяц без задержек.
***
Вспоминаем контекст: 1 июля пр. Мира и ул. К. Маркса перекрыли для капитального ремонта. 5 июля начался сам ремонт, хотя по первоначальному плану ремонт должен был начаться сперва 1, а потом 13 июня. В течение нескольких месяцев жители Красноярска постоянно жаловались на некачественные работы со стороны подрядчиков: клубы пыли, неровно уложенные или вовсе установленные не по регламенту бордюры. Сроки затягивались и каждый раз назывались новые причины: старые полуразрушенные колодцы, которых не было в смете, или дожди, которые мешали дорожникам. Возникали споры и с авторами капремонта. Ремонт успел стать мемом в соцсетях: красноярцы не стеснялись выкладывать ляпы, которые видели при работе. На работы в центре выходили даже заключенные.
Однако мэр постановил, что ремонт центра закончится в срок, то есть 31 октября. 5 октября, Эдхам Акбулатов решил проинспектировать ход работ. Он жестко раскритиковал генподрядчика и вынес тому выговор. Также мэр заявил, что, возможно, это последний объект в городе, который выполняет данный подрядчик. 13 октября два подрядчика потребовали у городского управления дорог через суд продлить сроки капремонта.
Фото: Леся Никитина