Возобновить строительство метро, запустить аэроэкспресс и перевести автобусы и частные дома на газ. Во время своего визита в Красноярск Владимир Путин дал красноярским чиновникам несколько непростых поручений. Как их собираются исполнять — выясняла Регина Баймухаметова.
— По транспорту у нас есть давнишняя мечта, Владимир Владимирович. С 90-х годов у нас остановлено строительство метро.
— Вы с кем эту тему прорабатывали в правительстве?
— Сейчас мы даже не решаемся ее прорабатывать, поскольку проект заморожен с 90-х годов.
— Давайте вернемся.
— Спасибо вам большое! За надежду.
Александр Усс не сдерживает радости. На совещании с президентом стало ясно: метро в Красноярске все-таки может появиться.
«Президент поддержал возобновление строительства метро в Красноярске. Я считаю, что если в ближайшие месяцы, даже, может быть, год-два мы начнем этот проект, я думаю, что сегодняшняя наша встреча останется в истории», — заявил врио губернатора.
В управлении по строительству метрополитена признаются: для них заявление президента не стало неожиданностью. Еще в декабре Путин подписал закон о городском транспорте, которого ждали 11 лет. Это дало возможность городам, где подземку так и не достроили, рассчитывать на инвестиции из федерального бюджета.
«После слов президента, я думаю, в 2018 году будет принята инвестиционная программа, и мы будем защищать объемы работ, которые мы можем выполнить в ближайшие годы. После Универсиады мы надеемся, что строительство метрополитена войдет в активную фазу», — заявляет директор управления по строительству красноярского метрополитена Игорь Иванов.
После студенческих игр проект метро может стать для Красноярска приоритетным. Первую ветку рассчитывают открыть уже через 5 лет. По словам строителей, расконсервация не представляет технологических сложностей.
— Больше похоже на клумбу, но на самом деле это законсервированный вход в метро. Здесь должна была появиться станция «Площадь Революции». Сейчас тоннели засыпаны песком, на консервацию ежегодно уходит 76 миллионов из бюджета. Но строительство метро почти в 800 раз дороже — 60 миллиардов рублей.
Еще как минимум 60 миллиардов планируют направить на решение экологических проблем края. На совещании с президентом впервые обсуждали «черное небо». Глава государства назвал основные источники загрязнения.
— 36% от всех выбросов — за счет автомобильного транспорта, затем 29% — алюминиевый комбинат. Следующее по объему выбросов — это ТЭЦ. Ну и то, что не учитывается, это домохозяйства, которые отапливаются углем.
Крупные предприятия уже разработали проекты по снижению выбросов к Универсиаде. А чиновники должны представить президенту комплексный план по улучшению экологии в регионе.
«Сейчас нет единого, как я выражаюсь, экологического рубильника. Чтобы включить — и перезапустить эту проблему и решить одномоментно этот вопрос. У нас сейчас гирляндка или люстра — включается множеством выключателей!» — комментирует это глава Красноярска Сергей Еремин.
Для владельцев автобусов разработают новые требования. По ним экологический класс транспорта должен быть не менее Евро-4 или Евро-5. Ранее при заключении контрактов с перевозчиками этот параметр фактически не учитывали.
К Универсиаде город закупит новые автобусы. Правда, как переводить на газ все те, которые ездят по улицам сейчас, пока не решили. Перевести на экологичное топливо президент поручил и частный сектор.
«Газифицировать частный сектор — это тоже серьезная большая проблема. Но я бы хотел сказать о том, что мы вынашиваем планы не в первую очередь газификации частного сектора, а избавления от ветхого жилья, тех строений, которые отапливаются низкосортным углем», — говорит и.о. министра экологии края Владимир Часовитин.
О своих прошлогодних поручениях президенту пришлось напоминать министерству транспорта. Они не спешат строить новую ветку из Красноярска в аэропорт. Объясняют: изучили опыт Казани и Владивостока. Там новый транспорт оказался не востребован.
Сегодня в пресс-службе железной дороги нам сообщили: возможно, все-таки пустят электричку до аэропорта. Вопрос всё еще обсуждают. Но выполнят ли все поручения в Красноярске — вопрос. Накануне министр труда Максим Топилин заявил: наш регион вместе с Еврейской автономной областью хуже всего справился с выполнением «майских указов» президента.