Платить за мусор будем больше, но вывозить его все равно будет некому. Красноярску вновь предрекают мусорный коллапс. Региональным оператором, который должен заниматься вывозом отходов на левом берегу, выбрали компанию с сомнительной репутацией. Решающим фактором стала цена — бизнесмены снизили ее сразу на треть! Почему эксперты считают, что за такие деньги мусор убирать просто не смогут — расскажет Регина Баймухаметова.
— У нас образуются тысячи кубометров мусора. Тысячи кубометров тонн. Это все будет так вот лежать.
Скоро такие свалки могут появиться чуть ли не в каждом дворе — говорит Павел Гудовский. Он состоит в комиссии по выбору региональных операторов. Это, говоря проще, мусорные монополисты. Со следующего года в каждом районе отходами будет заниматься только один оператор. Контракты заключают сразу на 10 лет. И в Красноярске весь левый берег достался «Рециклинговой компании», которая входит в группу компаний «Кашалот». А у них, говорит Павел, всего несколько мусоровозов и нет своего полигона.
— У компании минимальная материальная база по сравнению с теми компаниями, которые на сегодняшний день могли бы участвовать, реализовать эту работу. Это несколько КамАЗов, несколько работников, — объясняет член комиссии Павел Гудовский.
Свои полигоны и техника есть, к примеру, у «Экоресурса» или муниципальной «Автоспецбазы», которые в конкурсе победить не смогли. А вот с «Кашалотом» опыт работы, по словам Павла, в районах негативный. Прокуратура уличила бизнесменов в подделке документов — речь о банковских гарантиях. Тем не менее это не помешало министерству экологии принять решение в пользу «Кашалота».
— Почему не обращает внимание правительство и конкурсная комиссия на тот факт, что на компанию заведены уголовные дела по подделке документов, которые, дай бог, переквалифицируют в мошенничество? Несмотря на это компания допущена до конкурсных процедур — еще и в них победила! — говорит член комиссии.
Решающим фактором стала цена. Вместо 20 миллиардов за свои услуги предприниматели попросили на треть меньше — 14. Казалось бы, что в этом плохого? Ведь и тарифы тогда должны быть ниже. Они, напомню, и так со следующего года вырастут в 5-10 раз. Но эксперты говорят — все не так просто. Когда компания станет монополистом — то либо попросит доплатить, либо мусор вывозить перестанет.
— Я бы сказал, что это странно. Понимаете, если, не знаю, замена одного километра сети теплоснабжения стоит 50 миллионов — и заявляется компания, которая готова сделать это за 20 — возникают вопросы. А вы точно собираетесь это делать? Если да — то как? И насколько качественно это будет выполняться? И с коммунальными отходами то же самое, — отмечает лидер движения «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков.
Странно было и не увидеть «Автоспецбазы» среди участников конкурса — говорит Роман Казаков. Ведь предприятие работало в городе годами, и достаточно успешно. Там комментировать ситуацию сегодня отказались. Но, по информации наших источников, «Автоспецбазу» к конкурсу не допустило министерство экологии.
Все дело в том, что за день до конкурса, в начале июля, у «Автоспецбазы» отозвали согласование банковской гарантии. Предприятие вначале обратилось с жалобой на нечестную конкуренцию к антимонопольщикам. ФАС конкурсные процедуры приостановила. Правда, в итоге свою жалобу «Автоспецбаза» по неизвестным причинам отозвала. И теперь, скорее всего, путь для группы компаний «Кашалот» снова будет свободен.
Не исключено, что теперь «Автоспецбаза» будет подрядчиком у «Кашалота». Руководитель последней для комментариев сегодня оказался недоступен. Но пару недель назад он уже заявлял о своих планах.
— Будем работать, используя мощности местных подрядных организаций — то есть никого не собираемся с рынка выдавливать. Или как-то что-то... В общем, все в диалоге, берем их на подряд. И наоборот, мы заинтересованы в том, чтобы у нас появились друзья и подрядчики в этой части, — пообещал руководитель группы компаний «Кашалот» Илья Ильин.
Правда, смысл такой комбинации все еще остается неочевидным. Возможно, прояснить его все-таки помогут антимонопольщики. Они пообещали прокомментировать ситуацию позже.