— Я помню, в феврале, на Новый год именно поток был, русская речь была слышна, а потом раз и как будто бы нет, как будто бы дыра.
Москвичка Лусинэ Агазарян в турбизнесе все шесть лет, что живет в Риме. В начале своей карьеры, вспоминает, не успевала даже пообедать — настолько много было наших туристов. Сейчас с трудом может собрать группу в 13 человек раз в неделю. И дело не в том, что русские резко охладели к красотам Вечного города.
— После введения санкций 3-4 главные автобусные компании показательно вычеркнули русский язык из коллекции аудиогидов. Вы едете, вам аудиогид все рассказывает — и русский язык они убрали, — вспоминает Лусинэ Агазарян.
Аудиогиды в автобусы быстро вернули, но наших туристов больше не стало. Знакомую речь на улицах Рима впервые после долгой паузы начали слышать только этой весной, в это время Лусинэ вместе с мужем Малкомом открыли свою турфирму, где частые гости — испанцы и англичане, русских клиентов немного, а те, что приходят — откровенно боятся тратить деньги.
— Экскурсия у нас групповая стоит 55 евро, такие цены немногие могут себе позволить, это, скажем, роскошь. В районе 30, 35, 40 евро не так легко людям расставаться с деньгами, как раньше, — говорит Лусинэ.
Из-за скачка валют путешествовать по Европе и правда стало дорого. Неделя в стандартной гостинице на двоих обойдется в 17 тысяч, полчаса на такси в полторы, обед в кафе в две тысячи.
— Есть макарона, есть пицца, есть мясо, рыба, хороший ресторан — посмотрите!
Майкл и Ахмед уже три года работают в этом привокзальном ресторанчике. Меню на русском появилось здесь недавно и это скорее редкость для Рима. Как и наши туристы, которых по их словам, легко отличить от любых других.
— Видно, что в глубине они добрые и веселые, но когда русский впервые приходит со своей семьей в наш ресторан, он делает очень серьезный вид и не разговаривает с тобой, но когда он приходит в следующий раз и видит тебя, то начинает уже спрашивать, как твои дела, и шутить с тобой, — говорит работник ресторана Майкл.
Отток наших туристов заметили в магазинах и сувенирных лавках. Аджи уже больше 10 лет продает свои работы у одного из самых популярных туристических мест Рима — фонтана Треви. Мы — первые за долгое время туристы, заговорившие с ним на русском.
— Русских туристов в Италии стало мало по сравнению с прошлыми годами. Почему? Не могу знать, может быть, накал между странами, может, что-то другое, но Италия потеряла русских туристов — констатирует художник Аджи.
Русских туристов Аджи, как и многие другие итальянцы, характеризует, как добрых, но немного угрюмых. Уверяет, в Риме любят наших туристов больше чопорных англичан и высокомерных французов.
— То, что к нашим туристам здесь относятся прохладно, можно понять разве что по обменникам. В них легче поменять на евро индийские рупии или мексиканские песо, чем русский рубль.
О том, что отношения между Римом и Москвой не такие теплые, как раньше, говорят и цифры. Еще 5 лет назад Италия была четвертой по популярности страной для путешественников из России, сейчас ее место заняли радушная Грузия и более дешевая Черногория.
Тем не менее, тенденция к потеплению все же намечается. В России открываются новые визовые центры, а поток наших туристов в Италию по официальным данным за последний год вырос почти на 10%.
Завтра в третьей серии проекта расскажем, через что пришлось пройти русской художнице, чтобы привить любовь итальянцев к нашему абстракционизму и почему в Риме запрещают проводить акцию «Бессмертный полк».