Валли приехал в наш город три года назад из Нигерии. Здесь учится по обмену и работает преподавателем английского. Сразу понял, что иностранцу в Красноярске без знания русского тяжело.
— Когда я приехал в Красноярск, и даже в Москве меня никто не понимал вообще на улицах. Где ходить, я не знал. Даже полицию попросил, чтобы мне помочь. Я помню всегда его слова, он сказал: «Я тебя не понимаю, я ничем не могу помочь тебе», — говорит студент по обмену, преподаватель Валли Оловофоекун.
Чтобы узнать, как за эти 3 года изменилась ситуация и готов ли город к наплыву иностранных гостей во время Универсиады — решили устроить эксперимент. Первым делом отправляемся на ж/д вокзал. По аудиооповещению понимаем — к приезду иностранцев здесь готовились.
У сотрудников вокзала Валли пытается узнать, как на электричке добраться до Бобрового лога. Женщины в форме на вопрос реагируют спокойно, однако не понимают, что иностранцу нужна именно электричка. Вместо этого советуют сесть на автобус. На пальцах женщина всё-таки смогла объяснить нужный номер автобуса — 37-й.
Если с тем, как добраться до «Бобрового лога», Валли, пусть с трудом, но помогли, то вот до аэропорта английский язык его не довел.
— Добрый день, меня зовут Валли. Подскажите, на каком автобусе я могу уехать отсюда до аэропорта? Вы не говорите по-английски?
— I don't speak English вообще.
Найти человека, понимающего иностранную речь, удается почти сразу. Но понять друг друга не могут. Девушка, бросив попытки объяснить маршрут, предлагает Вале вызвать такси.
— Она почти типа: «Позвони, номер такси», телефон открыла, тык-тык-тык номер сразу. Я говорю: «О, не надо». Вообще классная. Мне повезло сегодня.
Но одно Валли знает точно — потерявшись в чужом городе, сразу нужно обращаться к полицейским.
— Извините, я учусь здесь по обмену. Не знаю, на каком автобусе добраться до университета. Помогите, пожалуйста...
— «Окей» даже они не понимают! Они так на меня смотрели вообще!
Понимания у прохожих Валли находит ровно столько же, сколько у полицейских. Первые 10 минут ему никто не может показать достопримечательности Красноярска. Пока он не замечает человека в форме с символикой Универсиады.
— Я думаю, что тебе стоит поехать на берег, там красивый мост и Театральная площадь, там же стоит новогодняя елка, можешь посмотреть на Енисей. Ты можешь найти что-нибудь интересное там.
Одно из немногих мест, где Валли находит общий язык с людьми — кофейня. Заказ девушка принимает без проблем. Но когда иностранец отходит, признается коллегам, что общаться ей было сложно.
Еще одно открытие — кондукторы. Недавно они стали посещать уроки иностранного языка и, похоже, занятия дают свои плоды. Валли все-таки удается узнать, как добраться до «Бобрового лога». К беседе подключается и пожилая пассажирка автобуса.
— Базаиха, остановка. Stop Bazaikha. Я скажу вам.
— Меня удивляет вообще, потому что это что-то неожиданное. Бабушка она ответила, всё что мне нужно сказала. Если такая бабушка много тут, то у иностранных студентов значит не будет проблем, — подводит итог Валли.
Подобный эксперимент мы проводили и 5 лет назад. Тогда сделали вывод, что в Красноярске плохой английский компенсируют хорошие человеческие качества. Но сейчас ситуация в плане языка, очевидно, изменилась, and you can find people who understand English almost everywhere in our city.