Уличные гонщики Красноярска закрыли сезон. С приходом холодов стритрейсеры загнали машины в гаражи. Но гонки по городским улицам продолжаются. Лихачи пролетают на «красный», превышают скорость и плюют на запреты. Сезон для них не заканчивается никогда. А, значит, на дорогах города никогда не будет безопасно. Кто они - люди, ломающие судьбы, от которых открещиваются даже стритрейсеры.
Ярко-красная «пятерка», спортивный руль и наклейки на корпусе. Широкие колеса, нет багажника. В общем, все, чтобы машина была легче и быстрее. Образ водителя соответствующий - кеды, спортивный костюм. Таких, как Игорь, принято называть стритрейсерами. Их мы привыкли видеть в кино и сводках ГАИ. Но, как это часто бывает, внешность обманчива.
— Я прекрасно понимаю, что я могу не справится с автомобилем, меня может унести на встречку, я могу вылететь на тротуар и лишить кого-то жизни. Работая в медицине, для меня это, так скажем, святое, — говорит стритрейсер Игорь Горшунов.
Днем, говорит Игорь, ездит строго по правилам. Нарушать их позволяет себе только ночью.
— Все, что в Красноярске принято называть стритрейсингом, происходит вот здесь - на загородной трассе в районе ТЭЦ-3. На часах сейчас 11 часов вечера. Здесь около 20-ти машин. Молодежь собирается, слушает музыку, общается, занимается, как они сами это называют, любительскими гонками. Вот только скорости здесь совсем не любительские.
Как профессиональный автогонщики разграничивают себя и стритрейсеров. Так и эти ребята убеждают, что не имеют ничего общего с уличными лихачами.
- Безголовые стритрейсеры это.
- Но ты же тоже стритрейсер?
- Ну, в своем роде, да. Но только они в городском режиме стрирейсеры. Они также наывают себя стритрейсерами, рейсят по городу в одиночку или парами. Те же самые "шашки" по городу, — рассказывает стритрейсер Михаил Белозеров.
- В городе гоняешь быстро?
- В городе? Нет, менты не дают. Тормозят сразу, говорят "туда-сюда, нарушил". Сюда еду, чтобы здесь погонять, и здесь не дают гонять. В городе специально соблюдаю правила, специально вот сюда еду отвести душу. А здесь, по итогу, нам не дают этого делать. То есть получается, что, ты в городе должен гонять? — Говорит стритрейсер Алексей Гребнев.
— Здесь гонки проходят уже порядка 7-8 лет. И начнем с того, сколько было аварий. За 7-8 лет 2 аварии, и то по вине не местных гонщиков, а по вине каких-то непонятных людей, которые ехали-ехали, и просто без поворотников начали поворачивать. Извините, у нас здесь, реально, за 7-8 лет ни одной аварии, — говорит стритрейсер Владислав Сток.
Но если все эти молодые люди утверждают, что не позволяют себе носиться по городу и, тем более, угрожать прохожим, тогда откуда у этой экстремальной, зрелищной и такой благородной истории обратная сторона?
— Он говорит, дай посмотрю, как руль себя ведет или что-то такое. Я была против изначально. Я говорила «нет не надо». Но мне Сергей, хозяин машины, говорит: «Да не бойся. Его мама с рулем родила!». Я эту фразу на всю жизнь запомнила. — вспоминает жертва аварии Светлана Яковлева.
С момента аварии прошло 10 лет. Тогда еще 18-летняя студентка меда, Светлана согласилась доехать до родной деревни со знакомым. Девушка сразу предупредила, что боится скорости. Молодой человек пообещал не гнать, но по пути подхватил друга и дал ему порулить.
— Был дождь. Вот этот поворот. Скорость была свыше 120-ти. Машину начало заносить. Мы два раза перевернулись. Потом улетели с трассы вообще. Я помню эту скорость, этот момент, как сейчас. Как все происходило, как я вцепилась в панель, у меня были переломаны все пальцы. От удара, видать, потом я отключилась, — вспоминает Светлана.
Водитель погиб, хозяин машины Светлане никак не помог. 3 месяца она боролась за жизнь. Еще несколько лет - за способность ходить. Сейчас у нее муж, ребенок и работа. Прошло уже 10 лет. Светлана научилась жить по-новому, но ту аварию так и не забыла.
— Сейчас я не доверяю водителям - никому! Не доверяю ни папе, ни мужу, не дай бог, если я езжу на такси, то это вообще… Я никому не доверяю кроме себя, — говорит Светлана.
Кого так сильно боится Светлана? От кого открещиваются даже стритрейсеры?
Черная Шкода - так прозвали таинственного гонщика из Красноярска. Тонированная машина без номеров носится по городу на скорости в 200 километров в час. Опасное перестроение или «шашки» - еще одна фишка лихача. А самое главное, владелец машины хотел к себе такого внимания, он сам выкладывал ролики на ютуб. При задержании вел себя нагло.
Только по счастливой случайности, этот человек никого не сбил и не стал причиной аварии. Гонщику дали 30 суток ареста и выписали штраф.
В сводке новостей ежедневно - десятки аварий. Это вмятые в столб, здание или друг друга «консервные банки». У водителей, которых спасатели и медики потом по кусочкам вытаскивают из груды металла есть общее - любовь к скорости. А говоря языком психологов - адреналиновая зависимость.
— Вырабатывается очень много эндорфиновых гормонов. Эндорфин для нашей головы действует, как морфий. Возникает ощущение, что все хорошо. Формируется некая иллюзия. И все у человека взрыв. И вот это ощущение: я владею ситуацией, я управляю этим. Оно создает вот такую серьезную и не очень приятную иллюзию, — рассказывает психолог Оксана Анищенко.
В этом году на дорогах Красноярска погибли 418 человек. Пострадали - в 11 раз больше. Цифры страшные, но не такие, как годом ранее. Какой вклад в эту статистику внесли стритрейсеры, а какой - просто невнимательные водители - неизвестно. Зато причины аварий из года в год - одни и те же. Пересеченная сплошная, проезд на красный и превышение скорости. Именно пренебрежение простыми правилами так часто и подводят финишную черту под чьей-то жизнью.