«Идёт рюкзак с ногами»: как работают курьеры Delivery Club в Красноярске

Доставщиков в зелёном можно увидеть всё чаще

Последние месяцы красноярцы видят на фудкортах, в ресторанах, на улице и в общественном транспорте много работников Delivery Club. Их отличают по зелёной форме и огромной сумке для еды. Об этой самой форме, о том, как и сколько работают доставщики, сколько зарабатывают и как их разводят клиенты в материале нашего корреспондента, который попробовал устроиться курьером сам.

«Идёт рюкзак с ногами»: как работают курьеры Delivery Club в Красноярске. Фото: "7 канал"
Фото: "7 канал"

«Собеседование»

А в кавычках потому что это сложно назвать собеседованием. Когда я подошла к офису, там одновременно «собеседовались» и заполняли документы три человека: два парня, судя по всему, приятели и девушка. Все мы говорили с потенциальным работодателем в небольшой комнате сразу за дверью помещения.

try12dTEs24.jpg 7ljsG7pFJ94.jpg

У меня не спрашивали про мои навыки, качества и даже опыт работы курьером. Всё что заинтересовало работодателя — это то, будет ли доставка для меня основной работой или подработкой. И еще какой у меня телефон. У курьеров только Android! На iPhone просто нет приложения. Так что, если вы поклонник Apple — не судьба, ну или разоритесь на второй телефон.

Трудоустройство происходит следующим образом: приносишь ксерокопию паспорта, заполняешь анкету, ее отправляют в главный офис, тебя регистрируют — работаешь. Ни о каких других документах, например элементарном трудовом договоре, речи на «собеседовании» не шло. Хотя, когда звонил менеджер, говорили, что нужно взять полный набор документов: паспорт, СНИЛС, ИНН и трудовую.

Работодателя совершенно не смутило ни отсутствие подобного опыта работы, ни пол, ни маленький рост и прочие физические данные.

— Есть совсем маленькие девочки. Идёт рюкзак с ногами и ничего, справляется, — рассказывает П.

На вопрос о зарплате мне ответили малоинформативно и клишировано:

— «Если работать будешь, то можешь получать ориентировочно под 40 тысяч».

Акция «Приведи друга»

Еще во время телефонного звонка, когда мне назначали собеседование, менеджер сообщила об акции «Приведи друга». Соответствующий плакат весел и в офисе, куда я пришла на «собеседование», правда, с другими гонорарами.

— Приводите знакомого, отрабатывает один день — вам плюс 1000 к зарплате, отрабатывает 10 смен — вам идёт 3000 к первой выплате.
Oq3c2R1EzX8.jpg k6sdSs-u4o4.jpg

А теперь подробнее о зарплате

У пешего курьера оклад — 918 рублей в смену и 70 рублей за каждый заказ, у тех, кто на машине чуть больше, но разница уходит на бензин. Зарплата два раза в месяц. Как рассказали мои наставники, еще есть ​«допы», — заказы сверх установленные километража — больше 3 км.

— Например у тебя было 3 километра и 100 метров в одну сторону, или когда тебе дают заказ с другой точки — это дополнительно считается, ты их себе фиксируешь.

— Вот видишь, она косячит — не отметила расстояние.
Потом эти «допы» нужно перенести в Google Forms. Для наличных платежей есть отдельное приложение для учёта. О наличности ты отчитываешься перед начальством позже, курьеры используют деньги, которые есть на руках для размена или, например, на бензин. Это позже учитывают при выплатах.

Есть ещё и чаевые. С ними дела обстоят по-разному. Бывает, что за весь день никто не оставит, бывает, что оставит рубль со сдачи, а иногда могут расщедриться и дать сразу пятьсот рублей.

— Есть у одного курьера клиент, который всегда сотню оставляет. Всегда! А некоторые и рубля не дают. Все клиенты разные.

Стажировка в Delivery — неделя. Если отработать три дня — не получаешь ничего, если неделю и три дня — получаешь за три дня, работаешь месяц — получаешь всё, включая неделю стажировки.

Полная рабочая смена с 10:00 до 23:00 — то есть 13 часов работы и к пешим курьерам это тоже относится. Правда по факту 11, по крайней мере, так работали мои наставники на своей точке. За это время, в среднем, выполняются минимум 15 заказов. А вообще, сколько придёт заказов — столько и доставляешь. Можно брать неполную смену, но решать и договариваться обо всём надо заранее.

Не самая лёгкая работа, но моих новых знакомых она привлекла относительно гибким графиком. Работать пятидневку полный день им не хотелось категорически.

— Там нужно работать с утра до ночи: с 9 — 6, пять дней в неделю. Короче проще застрелиться, Тьфу.Вообще не хочу. Хочу свой бизнес.

Ещё моя наставница три года работала на фрилансе. Всё бы хорошо, свой график, работа из дома, сам ищешь клиентов, но она устала от недостатка общения. В этом смысле работа курьером ей нравится больше.

Где и как работают курьеры

Каждый курьер привязан к конкретной точке — ресторану. И да, больше всего курьеров работает в KFC и в MacDonalds. Угадайте, где в итоге я «стажировалась».

rjm9CINbZS4.jpg

Этот небольшой ресторан KFC расположен в «Ленте» на Свердловской, 73. Как рассказали мои более опытные наставники (а за 2 часа ожидания первого заказа там работали 3 человека), пешим на этой точке работать тяжело. Жилые дома находятся далеко от него. Н. и С. работают на машинах, а Р. на велосипеде. Пешим лучше всего работать в центре или на Взлётке. Но меня, скорее всего, определили бы на Красраб (KFC ТЦ «Красноярье») по месту жительства.

Интересно, что несмотря на сотрудничество между KFC и Delivery, отдельная касса для курьеров есть не везде. На моей точке не было. Как объяснила моя наставница, пока мы просто выстраиваем хорошие личные отношения с сотрудниками. Она знает их по именам, здоровается и улыбается.

5c2W5FlFO-Y.jpg

У курьеров установлено специальное приложение, через которое они получают заказ, отчитываются о том, получили заказ в ресторане, приехали на место, передали заказ клиенту и т. д. Там сохраняется история заказов и другая информация.

За время ожидания заказа иной раз можно успеть проделать какие-то личные дела, но тут как повезёт. Мы ждали первый заказ 2 часа. Моя наставница Н сказала, что ей часто назначают только с часа дня. Но пока мы сидели и общались, другие уже развозили свой третий заказ.

q09kJg8XER0.jpg

Про штрафы

Их нет. Пока. Со слов моих несостоявшихся коллег, пока что их не штрафуют за задержки и другие мелочи. Просто потому что работают недавно. А вообще штрафы предусмотрены компанией. Привез заказ позже указанного срока — штраф, впрочем, достаточно просто не нажать во время нужные кнопки в приложении.

Вообще называть ребят более опытными странно. Дело в том, что первый франчайзи Delivery работает с середины лета. Еще месяц назад на него работало 70 курьеров, сейчас, по словам Н. — 170. То есть большинство — новички. Н. и С. работают только 2-3 недели.

— Красноярск — миллионник. Запросто может быть и два и три кусочка франшизы в городе.

В общем-то, резкий прирост доставщиков в зелёном сложно было не заметить. По слухам, недавно кто-то еще купил франшизу, но подробностей никто не знает.

froXeDBdXdU.jpg 1A6OnIW61gIvfjgk.JPG

Наконец-то заказ

Слова Н. оказались пророческими. Первый заказ появился в районе часа дня, кстати, пока мы его забирали и отвозили поступило ещё два. То есть из 13-часовой смены смело можно вычитать 2 часа. От доставщиков это не зависит, запросы клиентов распределяет программа. Но это была среда, а загруженными считаются выходные.

Ехать нам нужно было недалеко, на Свердловскую, 6б. Так как народу было немного, нам быстренько собрали заказ, Наташа положила его в сумку и мы пошли к машине. Доехали до дома, правда, умудрились ошибиться и сначала зашли в соседний. В подобных случаях можно созвониться с клиентом через то же приложение и уточнить, как к нему пройти. А ситуации бывают очень разные.

— Звоню клиенту, говорю опаздываю, не знаю, где ваша улица. Он говорит: «Вот вы знаете, где ​„Лента» находится? Я через дорогу. Тут гараж» Ну тогда я к вам успею. Через некоторое время: «Вы где?» — ​«Рукой вам машу».

— Заказывали на стоянку в ста метрах от точки.

— Как-то отвозила на Парашютную. Получаю заказ стою. Звоню и говорю, что буду через 20 минут. Клиент: ​«20 минут? Стойте!». В итоге сам приехал на парковку.
Какой смысл в таких заказах? Кто-то не хочет стоять очередь, у кого-то изменились планы и обстоятельства, ну и скидку на KFC никто не отменял. Однажды клиентом выступал курьер, который работал в соседнем фудкорте — просто хотел пообедать едой из KFC.
y7b9OYEyENo.jpg -cg4yWfEXNY.jpg

Про мошенников

После того как мы выполнили свою работу и мне показали все нюансы обращения с рабочим приложением и алгоритм действий, моя наставница рассказала о том, как нечистые на руку люди периодически наживаются на доверчивых курьерах.

Развод номер раз: ​»Наказание за неаккуратность».

Если курьер не вполне аккуратен в нажатии кнопочек, его могут обмануть следующим способом. Если доставщик заранее укажет «Передал заказ», например, чтобы не засчитали задержку, недобросовестный клиент может после фактической передачи быстро отменить заказ и вернуть деньги.

— Я никогда не спешу. «Передал заказ» нажимаю только, когда передаю клиенту, чтобы он не успел отменить. Или я просто увижу вовремя, что заказ отменён и отвезу его обратно, — объясняет Н.

Развод номер два: ​«Пива захвати».

Курьера могут попросить закинуть денег на счёт, заодно, для видимости, просят купить что-то сверху в магазине. Эти просьбы доставщик сделает за свой счёт, якобы, клиент вернёт. Закидывают 200, 300, 500 рублей. А потом на адресе: «такого человека нет и не было никогда». Эти деньги никто не вернёт.

Развод номер три: ​«Мне не доложили».

Некоторые клиенты утверждают, что им не доложили заказ. Курьер украсть не может — заказы заклеиваются. Значит ошибка на точке. Когда это происходит один раз, клиенту дают скидку на следующий заказ. Некоторые решают, что это очень удобно: можно каждый раз говорить, что чего-то не доложили.

И таких схем куча. Мораль: инструкции нужно выполнять чётко, не надо пробовать обманывать или оказывать услуги сверх поставленной задачи.

Есть и просто сложные клиенты — вечно недовольные слишком долгой доставкой и холодной едой. Есть и более экзотичные, которые считают что курьер их обманывает. Мол, врёт, что стоит и ждёт заказ, а сам занимается своими делами. Их не разубеждают ни фото, ни видео с места, хоть транслируй в реальном времени.

И немного о пресловутой форме

Выдают её бесплатно, уже хорошо. Но в случае потери или порчи одежды или сумки — платишь 5000 — 6000 рублей. Есть разная форма для разных сезонов. Сейчас все ещё ходят в кофтах и ветровках. Но уже холодает, а тёплые пуховики ещё не выдали. Верхняя одежда имеет универсальный размер — большой, зато в такую ветровку можно спокойно влезть в толстой кофте.

Если курьер ходит без формы (хотя бы кофты под курткой) или без сумки — его прилично штрафуют — 3000 рублей. Настучать могут сотрудники точки, другие курьеры (системы поощрения доносов нет, но люди бывают разные) или заметит проверяющий.

Мне удалось померить только ветровку. Что ж, если закрыть глаза на размер, то это не самая худшая форма, что мне доводилось носить.

3m2Smk6dzso.jpg TX3QV8wOUMw.jpg
Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости