- Этот для чего электролит нам нужен? — Для растворения в нем гидроперита, для создания ТА. — Триперекиси ацитона.
На видео один из фигурантов дела канских анархистов-школьников показывает их лабораторию. Эту квартиру подростки нашли заброшенной. Они забирались сюда через окно. Установили шпингалет, чтобы никто не заходил через дверь, провели проводку и завесили окна. В комнате смешивали химикаты, в ванной тестировали фителя. Богдан — химик-олимпиадник — присоединился к ребятам из параллельного класса в октябре прошлого года. Тогда у подозреваемых уже был лидер.
- Потом, со временем он начал нам внушать, что ФСБ, власть — наш главный враг. Мы должны подорвать здание ФСБ в целях… чтобы отомстить за политзаключенных, — рассказывает юноша.
Когда подростков задержали, школьные учителя были в шоке. Удивились и тому, что парни вообще общались. Слишком они разные и вместе их никогда не видели.
- А он есть на фотографии, на общей? — Да, есть. Потому что фотографию эту делали в прошлом году, как раз таки в декабре.
Проблем с учебой у Богдана никогда не было. Мама 9-классника общалась с педагогами и многое знала о жизни сына. Подросток учится без троек, состоит в школьном научном сообществе.
- Всегда вовремя все работы сдавал, выполнял. В плане учебы вообще никаких замечаний. В классе он очень доброжелателен. С ребятами он дружелюбен. Никогда он не стремился выбраться в лидеры. То есть, абсолютно ровные доверительные отношения. Можно даже сказать, что если ребята в чем-то нуждались, такая рабочая обстановка, если нужна какая-то помощь, он всегда готов был придти и оказать поддержку, — рассказывает классный руководитель 9 «М» Наталья Дедкова.
Сейчас Богдан под домашним арестом и обучается дистанционно. Двое других подозреваемых — в СИЗО. Денис с Никитой учились вместе в 9 «А». В школе говорят, проблемы у них были в общении с одноклассниками и учителями, а также с учебой. По ряду предметов они не аттестованы. Попытка повлиять на подростков через родителей оказалась неудачной.
- С моей стороны был выход на родителей. То есть, я видела проблемы у одного подростка, у другого. Я звонила, я писала, ставила родителей в известность. Скажем так, со стороны родителей, можно сказать, почти на 100% этой связи не было, — говорит классный руководитель 9 «А» Софья Позычук.
Сначала подростки обсуждали политический строй. После — расклеивали анархистские листовки в городе, в том числе на стенах местного отделения спецслужбы. Когда их задержали, оказалось, что они уже успели протестировать самодельные взрывные устройства и «коктейли Молотова». Все снимали на видео и делились в беседах в социальных сетях. Туда они добавили еще несколько интересующихся человек.
- В процессе общения с Никитой мы обсуждали разные методы борьбы с государственным строем и правоохранительными органами. Никита мне присылал видеоматериалы, как он с товарищами тестировал самодельные взрывчатые вещества. Я с ними прекратил общаться задолго до этого. Я не разделял их позицию. Они сказали, что, мол, ты не такой как мы, ты разрушаешь наши принципы, и я вышел, — рассказывает один из свидетелей по делу Виктор.
Бабушка одного из участников чата, когда его задержали, приехала в следственный комитет. Там она впервые увидела эту компанию анархистов-школьников. Говорит, невольно подслушав, как и о чем они общались, волосы встали дыбом.
- Те разговоры, которые я слышала, я на самом деле говорю, что это были разговоры людей, которые абсолютно понимали, что делают. Абсолютно готовились к серьезным действиям на территории, по крайней мере, как я поняла, нашего города. Разговоры были, что они все герои, — вспоминает бабушка свидетеля.
Желание заявить о себе, да еще и в героическом контексте, типично для подростков. Анархизм, как идея свободного выражения, тем и привлекательна для них, отмечают психологи.
Такой способ поиска свободы может иметь крайне трагические последствия. В октябре 2018, например, 17-летний анархист устроил в здании регионального управления ФСБ по Архангельской области взрыв. В результате, сам он погиб и ранил троих сотрудников. В отношении канских школьников завели уголовное дело. Ведется следствие.- Изначально, анархия это свобода. Свобода от правил, от установок, от соблюдения каких-то жестких норм и правил. Это как раз то, чем характеризуется государственность. Агрессия, террор — они находят отклик у подростков, особенно в таком критическом, сложном возрасте 13-14 лет, когда для ребенка очень важен авторитет сверстников, — отмечает психолог, судебный эксперт Наталья Малашкина.