— Спаси Господи вас!
— Спаси господи!
— С крещением Господним!
Как не облиться с таким количеством желающих. Прилавок заледенел под потоком святыни. Казак поясняет — то не грех, потому что не со зла. Уличную точку по раздаче воды народ атакует с половины седьмого утра. К девяти часам у Покровского собора на улице Сурикова выстроилась очередь из десятков людей.
- По сегодняшнему времени, я так замечаю, хорошо всё-таки народ идёт. Это здорово. Кто-то если редко в храмы ходит — первые шаги. Глядишь, за водичкой придёт, там поговорил, в храм зайдёт свечку поставить. Дальше — больше начинает входить в это. А если в церковную жизнь начинает входить человек, добрее становится, — считает казак Валентин Ельчанинов.
Если несколько лет назад люди набирали воду вёдрами в одни руки, то теперь, рассказывает казак — всё чаще ограничиваются малой тарой. А если и злоупотребляют объёмом, то не для себя. Стала появляться «культура потребления».
— На всех, чтобы хватило соседке, детям. Вот и приготовила много.
Бутылки заполняют быстро, так как приноровились подавать воду под давлением. Для тех православных, кто хочет набрать воду, но тары с собой не оказалось — предусмотрен такой принцип. Нужно внести пожертвование и тару предоставят.
— Пожалуйста, можно мне вот небольшую бутылочку.
— Такую?
— Да.
В это же время в храме идёт служба, где священник окропляет водой прихожан.
Когда розлив воды во дворе закончится — здесь, под взглядом икон, будет оставаться бочка, из которой понемногу можно брать воду в течение всего года. Аналогичную тару установят во всех храмах, но людям вода милей именно сегодня. В храме Рождества Христова за ней готовы стоять часами. К шести бочкам выстроились сотни прихожан.
— Но это того стоит. По традиции необходимо. Мы же русские люди, — говрит прихожанин Владимир.
Марина Анатольевна:
- Вот сейчас попьём, потом будем умываться. Цветы поливаю.
— И что помогает. Лучше растут?
— Зелёные, пышные.
Цветы, конечно, поливают единицы — рассказывает настоятель храма. Большинство прихожан уже понимают, что это святыня, которую нужно принимать натощак и с молитвой. И не зелени ради. Многие стали осознанно подходить и ко второй традиции — омовению в проруби, что в пандемию, увы, запрещено.
- В том году мы делали опрос. Это было интересно нам, нашим волонтёрам. Всего 40 процентов шли в прорубь для того, чтобы смыть грехи. А остальные прекрасно понимали, что это святая вода, древний обряд, который они хотят повторить. И около 20 процентов шли, чтобы себя испытать. Приходили даже люди других конфессий, — говорит Максим Смоляков, протоиерей, настоятель храма Рождества Христова.
Обряд омовения хоть и не предписан церковью, но всё больше становится популярным в народе. На этот раз поучаствовать в нём на законных правах удалось только моржам-криофилам.
— Сейчас вода будет горячая!..
Желающих пробраться к ним на территорию в минувшую ночь — рассказывает руководитель клуба — было предостаточно. Но полиция стояла на страже.
- У нас был сегодня составлен список членов клуба. Этот список находился у полиции. Полиция отслеживала и говорила «Иванов? — проходи!» Врать не буду. Я тайно несколько человек провёл. Своих старых друзей. Конечно, я их искупал, — говорит Михаил Сашко, председатель клуба закаливания и зимнего плавания «Криофил».
Речь о единицах. За тем, чтобы друзей не водили хороводами — полиция будет следить до завтра.