Именно здесь начинается главная историческая улица Красноярска — проспект Мира. Именно отсюда начал застраиваться город. Еще несколько лет назад, после ремонта улицы, власти запретили здесь парковаться автомобилям, ссылаясь на то, что проспект Мира скоро станет пешеходным и, в первую очередь, это все-таки улица для людей и прикольного бизнеса, а не транзитная. Спустя какое-то время парковку вновь разрешили якобы для удобства, запаркованная дорога должна была снизить трафик движения. Но в итоге все осталось, как прежде. Сделать Мира пешеходным пытаются не первое десятилетие. Пимашков, Акбулатов. а теперь и Еремин. Каждый градоначальник считал своим долгом высказаться о важности этой темы.
«Мы не должны быть рабами пространства, мы должны быть его хозяевами».
В СМИ то и дело появлялись подобные заголовки в 2006, 2018, 2021 году. Менялись участки локации и концепция. Последнюю разработали в проектной мастерской «А2». Однако эта схема пока только набросок. Из двух намеченных участков вот этот пока самый реальный.
- Исторический центр это сердце города, и у него болезни определенные и ресурсы нераскрытые. Нужно всячески поощрять пешеходную составляющую, длинные циклы, безбарьерную среду для велосипедов и маломобильных граждан, — рассказал генеральный директор проектной мастерской «А2» Борис Шаталов.
Основной упор, как говорит директор мастерской необходим даже не на то, чтобы сделать Мира пешеходной, а чтобы разработать интересные маршруты среди дворов и улочек Красноярска, так сказать, пространства, внутри которых открывается еще целый мир. Так и гулять интересней. Однако вопрос так называемого переоборудования исторического квартала по проспекту Мира вызвало большой резонанс среди самих красноярцев,
-Чтобы придумать такую глупость, это не один человек это комиссия нужна. Это глупость -посмотрите, что творится. Ездить вечером люди где будут?
- А вообще у нас в центре много мест, для того чтоб погулять пешеходам? — Нет, не много, на мой взгляд. И вот, когда раньше были ярмарки и все перекрывали, смотрите сколько пешеходов много было, сколько с ребятишками.
- Я думаю в какой-то степени удобно, потому что можно будет прямо по всей улице ходить, но мира в целом не сильно нагружена автомобилями, не вижу причин делать ее пешеходной.
Для того чтобы сделать улицу пешеходной хотя бы на выходные, необходимо масштабно продумать логистику. К этому, как заявляют представители автомобилистов, проспект Мира абсолютно не приспособлен. Его логистику нужно менять. Делать Мира пешеходным пока нельзя, улицы дублеры с нагрузкой не справятся. Но можно, например, пустить по мира только общественный транспорт, по одной полосе в каждую сторону. А оставшуюся дорогу отдать под тротуар. И тогда и соседние улицы не перегружаются, и Мира станет более пешеходной, ведь ночью автобусы не ходят.
- Если мы говорим о проспекте Мира и возможности хотя бы ради эксперимента проверить в летний период времени, то лучше все-таки использовать конец проспекта уже после выезда на Копылова. Здесь только остается масса вопросов, потому что если это будет принято, как сейчас нарисовано, даже в летний период, даже в выходной день, в городе мы увидим коллапс, — отметил координатор ФАР по Красноярскому краю Егор Фролов.
Однако пару лет назад, во время ремонта проспекта Мира, улицу уже перекрывали. И по информации департамента городского хозяйства заторов не стало больше, а в выходные поток машин и вовсе снизился.
Положительный опыт подтверждают и созвучные регионы. Например, в Краснодаре улицу Красная — это близнец нашего проспекта — перекрывают уже давно. И это пространство там настоящей визитной карточкой города. Как пообещали в администрации Красноярска, тестировать Мира как улицу пешеходов обещают уже этим летом.