Изменения так или иначе могут коснуться до 90% красноярцев в возрасте от 15 лет и старше, которые регулярно пользуются интернетом.
По мнению экспертов, большинство из людей даже не подозревают, что соцсети, маркетплейсы, игровые площадки, стриминговые видео и аудиоплатформы используют огромный массив информации о них. Это помогает им задействовать алгоритмы на основе искусственного интеллекта и безошибочно работать на интересы и предпочтения пользователей.
Например, рекомендательные сервисы онлайн-кинотеатров предлагают пользователю посмотреть легкий фильм в конце тяжелого рабочего дня, а музыкальные сайты на основе даже одного запроса подбирают десятки других песен, близких по мелодичности, жанру и даже смыслу.
Как отмечает руководитель Макрорегиона Сибирь компании «Первый Бит» Евгений Шустов, соцсети, платформы и онлайн-маркеты едва ли станут отказываться от рекомендательных сервисов, ведь они давно стали важным фактором онлайн и офлайн продаж:
«Сервисы являются ни чем иным, как существенной частью бизнес-модели площадок и, естественно, часто "подсуживают" якорным рекламодателям. Алгоритм с одной стороны основан на социальной инженерии и психологии, с другой стороны крайне непрозрачен. Думаю бизнесу, потребителям и государству стоит передоговорится о правилах игры. С одной стороны, это поднимет доверие к инструменту, с другой стороны, позволит более четко понимать глубинную суть моделируемых трендов, новинок, процессов», - убежден Евгений Шустов.
По мнению же авторов предложения, рекомендательные сервисы - это не просто мощный маркетинговый инструмент. Они способны целенаправленно формировать потребности человека, влиять на информационную картину общества, повышая риск социальных конфликтов. При этом, как отмечается в документе, речь не идёт о полном отключении рекомендательных сервисов. У людей будет выбор: отключать алгоритмы или довериться предпочтениям искусственного интеллекта.
По мнению директора красноярского digital-агентства «Alente» Алексея Демешко, сегодня цифровые гиганты запросто могут манипулировать мнением людей, погружая их информационную среду в чьих-либо интересах. Вместе с этим вмешательство государства приведет к снижению качества выдачи контента:
«Потенциально нововведение может принести убытки многим игрокам цифрового рынка. Кроме того, ограничения могут привести к тому, что иностранные сервисы вовсе уйдут с российского IT-пространства, а это уже грозит более серьезными проблемами для всей экономики и репутации страны. Нужен максимально взвешенный подход к регулированию рекомендательных сервисов»,- полагает Алексей Демешко.
В целом же большинство представителей IT-сферы убеждены, что будущий закон позволит бороться с использованием рекомендательных алгоритмов для продвижения противоправного контента, сделав интернет более прозрачным и понятным для граждан.