- Ты сам-то как относишься к своему герою? Ты его оправдываешь? Ты с ним заодно, ты сделал бы также, как, как? У тебя вообще статья у самого какая? 105. Вот видишь, он должен быть тебе родным по духу!
Ирония жизни. В роли Родиона Раскольникова — из самого знаменитого романа Достоевского — сегодня Евгений, осужденный колонии-поселения по статье 105 — убийство. Попробовал себя в амплуа актера недавно. До этого долгое время занимался музыкой.
- Своего рода был, ну не кастинг, но пробовались. Все поочередно, там одна роль, там другая роль. Ну эта больше зацепила, наверное. Мне его и жаль, самого Раскольникова, и ту героиню, которую он убил, и вторую тоже соответственно тоже жаль. Так наверное и не разобрался к какому разряду он относится. Тварь ли он дрожащая или право имеет. Или к сильным мира сего относится, — говорит Евгений Васиченко.
По словам осужденных, такие представления помогают им не только погрузиться в бездонный океан классической литературы, но и понять, что такое наказание и как заслужить прощение. К тому же, в будущем, после освобождения, наработанные навыки позволят быстрее вернуться в социум.
- Так, ну давайте попробуем еще раз. Начнём с показания свидетеля. И выслушаем слово обвинения.
- На самом деле эмоции исключительно положительные. Во-первых, потому что я раньше не сталкивался с этим произведением. И в общем-то о нём ничего не знал. А здесь появилась возможность непосредственно погрузиться в эту атмосферу. И почерпнуть знания о том, кто такой Достоевский, когда он родился, как он жил. Какие у него есть произведения. Ну и познакомиться с этим произведением. Т.е мы много чего здесь узнали, — считает Дмитрий Милютин.
Сам театр существует уже два года. Но большинство артистов — новички. Неудивительно, в эту колонию попадают ненадолго, либо по легким статьям, либо на отбывание своего срока за хорошее поведение. Сюда часто приезжают волонтеры из профессиональных театров, осужденных учат играть, ставят им голоса и показывают нюансы актёрского мастерства. Сейчас театру необходима модернизация, поэтому участники нацелились на президентский грант.
- Было предложено нашей группе после того, как мы заняли первое место участвовать, написать грант. Чтобы появилась возможность расширить свой материальный ресурс, чтобы у нас в нашем замечательном зале появились какие-то новые камеры, видеокамеры, шторы, в общем всё то, что нужно любому театру любому культурному заведению. Но денег как всегда может не хватать, — говорит Ольга Кириллова, осужденная.
Этот спектакль актёры репетируют уже два месяца. Вскоре запишут выступление на камеру и отправят на конкурс для получения гранта.
- Конечно, мы проводили несколько семинаров, наверное, семинаров пять. Что это такое, как это правильно писать, в результате то, что сделали сами осужденные это, наверное, не то, что проект, это целая методика, которую они прописали, включая все нюансы, которые существуют в закрытых учреждениях, — говорит председатель совета союза творческих лидеров Надежда Ерёмина.
- Благодаря проекту «Перезагрузка» рецидивная преступность осужденных освободившихся из нашей колонии упало снизилось в первом квартале 2021 года до ноля, — говорит заместитель начальника воспитательной работы с осужденными Андрей Гилёв.
В истории ГУФСИН такой эксперимент, когда сами заключенные пишут заявку на грант, происходит впервые. Раньше вопросами финансовой поддержки занималось руководство колонии. С новым подходом надеются, театр выйдет на новый уровень, а вместе с ним изменится и качество жизни его актеров.