- День добрый! — День добрый! — Всё в порядке у вас? — Да, конечно. — Получается? — Получается. — Аккуратненько, будьте внимательны, видимость плохая.
Примерно, в этом и заключается работа сотрудников инспекции маломерных судов. Начало патрулирования выглядит незамысловато. Два инспектора запрыгивают в лодки и идут по привычному маршруту. Ищут нуждающихся в помощи, нарушителей и людей, подвергающих себя опасности. Их здесь хорошо знают, здороваются и машут руками проплывающей мимо лодке. Главная задача — обеспечить максимальную безопасности на воде. Большинство это понимает, а с местными спортсменами на квадрациклах и вовсе образовался тандем.
- Визуально, по крайней мере, друг друга видим, знаем, здороваемся, общаемся. Так на коротке. У нас никаких проблем не возникает. Мы всегда готовы прислушаться. Также, как и содействовать каким-то правомерным вопросам. Потому что нас также не устраивают люди, которые иногда, скажем, приезжают отдыхать, потребляют алкоголь, допустим, да? В больших или не очень, мы не смотрим. Но, так или иначе, это на воде неприемлемо, потому что это расхолаживает, — говорит главный тренер Красноярского края по парашютному спорту Игорь Тучин.
- Вот 20 метров от нас была угнанная ночью накануне машина. Они здесь катались, ныряли. Случайно нашли, вызвали сотрудников полиции. Вот с помощью этих ребят, помогли зацепить, вызвали специальные средства, — рассказывает старший госинспектор ГИМС МЧС России Олег Черепин.
За то время, что мы были со спасателями, они выявили 10 нарушителей. 9 из них отделались предупреждением. Самое частое нарушение — выход на ту часть реки, где плавают большегрузы. Иногда на людях нет жилетов. Но всё это мелкие нарушения. Цели «кошмарить» за это не стоит. А вот отсутствие техосмотра или других документов — серьезное дело. В этом случае сотрудники и нарушители причаливают к берегу и пишут протокол. Это пока не штраф. В зависимости от обстоятельств или предыдущих замечаний, денежной санкции может и не наступить.
Маршрут патрулирования довольно длинный. От ГЭС до Железногорска. Обычно его проходят с 9 утра до 6 вечера. И за это время успевают только два круга. Бака на это хватает с избытком. В маленькую лодку загружается до 350 литров бензина. Обед берут с собой. Кстати, помимо официальных правил, на воде существуют и неписанные. Они отвечают за взаимопонимание.
- Существуют правила уважения. Есть неписанные правила на воде, которые требуют уважения к другому судоводителю. Не создавать волнения, если стоит лодка на якоре. Пройди, пожалуйста, как можно дальше, чтобы было более комфортно. Есть судоводители, которые сегодня у нас не пользуются этими правилами. Заставлять их не заставишь, это на совести каждого, — отмечает Олег Черепин.
Кстати, задерживать или конфисковать транспорт МЧС не может. Только вызвать полицию. Но чаще всего это и не нужно. Никто не воспринимает этот патруль, как ГИБДД. Ведь в основном они спасатели.
- Ребята решили покататься, поплавать на матрасе, позагорать. Их вынесло течением. Мы их сверху увидели, подошли, пообщались с ними, посмеялись. Подцепили, аккуратно боком, вытащили на берег. Взяли данные, спросили нужна или не нужна помощь. Ребят очень далеко унесло. Они спустились в районе монастыря, а уплыли почти к мосту, — рассказывает спасатель.
В городе работает четыре такие патрульные группы. Каждая из них спасла или предотвратила опасную ситуацию уже много раз. Но ко всем они не успеют, поэтому соблюдать технику безопасности очень важно.