Красноярский врач-инфекционист Елизавета Бойцова рассказала в интервью «7 каналу» о мифах, которыми успела обрасти российская вакцина и прививочная кампания:
— Не слишком бы ли быстро была создана вакцина и можно ли ей доверять в таком случае?
— Мы живем в 21 веке и есть целые институты вакцин, они давно изучены и на основе этих методов мы создаем любые другие. Самый затратный по времени и по финансам, это изучение вакцины: работает она или нет. В условиях беспрецедетного финансирования это делается гораздо быстрее. Если раньше ученые сидели и считали — есть у ученого миллион рублей, он сидит, думает, на что ему потратить, вот это, вот это, вот это. А на это не хватает, это слишком будет долго идти, а на это вообще денег нет. И он сидит, на коленке делает, а тут, в условиях пандемии и федеральные деньги и фармкомпании выделяют большие средства на это.
— У нас крайне низкий уровень доверия к собственной продукции, в том числе и вакцине. Как это побороть?
— Есть публикации в международных журналах, некоторые из них очень авторитетны, и о нашей вакцине. Туда никак нельзя попасть ни за какие деньги. В мире тенденция такова, что вакцинация снижает риски тяжелых заболеваний.
— Как быть с теми, кто думает что с вакциной не заболеешь? А если заболел ты или знакомый, значит она не работает?
— Ни одна вакцина ни от одного заболевания не дает 100% гарантию от заболевания. Полноценный иммунный ответ мы получаем через 2 недели после второго компонента. Если у нас в это время большое количество контактов, мы пренебрегаем масками и правилами гигиены, не соблюдаем дистанцию, то риски повышаются. Те, кто говорят, что не болели, рано радуются: переболеют все. Рано или поздно. От той же кори мы держим уровень прививок населения 90% для коллективного иммунитета, как только он ослабнет, будет вспышка. По коронавирусу до коллективного иммунитета еще далеко: в Красноярском крае привито 39% населения.
— Но зачем тогда прививаться, если все равно заболеешь?
— Так мы снижаем тяжесть течения заболевания и риск осложнений, даже смерти. Симптомы будут или слабее или вовсе их не будет. Мы видим, что люди, которые имеют прививку, переносят болезнь легче.