- Запчасти, солярка, всё дорого. Да и водителям же тоже нужна оплата.
Это один из основных тезисов перевозчиков, водителей и кондукторов о том, почему стоит повысить цену за проезд. Ежегодная инфляция и рост цен на бензин и ремонт сильно бьёт по общественному транспорту. Поэтому союз пассажирских перевозок направил Министерству тарифной политики запрос на повышение тарифа до 30-32 рублей.
- Пассажиры, наверное, думают, что автобусы ездят на святом духе. И не ремонтируются, и за гаражи ничего платить не надо, и страховки, и налоги, и там всякие лицензии там, они думают, что это всё с воздуха берется. Зарплата водителю, кондуктору, — рассказал водитель Юрий.
И это не все расходы. Сильно ударила пандемия. Приходится закупать антисептики, защитные маски и выполнять другие требования Роспотребнадзора. Мыть полы на конечных остановках зимой в морозы — требование невыполнимое, считают перевозчики. Власти хоть и обещали компенсировать эти издержки, но собрать необходимые для этого документы 60 процентов перевозчиков в прошлом году так и не смогли, а в этом денег не увидел вообще никто.
- У меня в данное время я не могу заплатить ни водителям, ни обслуживающему персоналу. В декабре, если будет это сильно продолжаться, именно в таком русле я просто разорюсь. Разорились многие уже, — говорит Нора Читашвили, перевозчик на маршруте №50.
К тому же, недавно обновили автопарк. Купленные в кредит в 2018 году автобусы еще не оплачены. Эксперты говорят, для многих январь этого года станет финальным аккордом карьеры. В упадке даже муниципальные предприятия.
- Сравниваем с 2019 годом, практически на 20% снизился количество пассажиропотока на нашей сети, соответственно доходы предприятия упали. Тариф устанавливается для всех перевозчиков, соответственно наши муниципальные перевозчики также обратились в министерство тарифной политики о необходимости пересмотра тарифа, — говорит Игорь Манченко, заместитель руководителя департамента транспорта.
Корень проблемы, говорят эксперты — пандемия. Количество пассажиров сильно упало, а следовательно, и доход пошел вниз. Но это лишь верхушка айсберга, за последние три года отрасль подверглась реформам. Примерно в три раза возросло налогообложение, и за свой счет пришлось вводить онлайн кассы, ставить видеонаблюдение и тахографы. К тому же, из-за отсутствия денег платить зарплату, водителям и кондукторам очень сложно.
- Поэтому на некоторых маршрутах пассажиры видят полные автобусы. Это связано не с тем, что вырос пассажиропоток, а с тем, что на некоторых маршрутах сократился выпуск автобусов, вот в силу названных причин, — говорит Виктор Сидоров, заместитель председателя правления Ассоциации пассажирских перевозок.
По словам специалистов из министерства тарифной политики цены в Красноярке — одни из самых низких в Сибири. Ниже только в Челябинске и Новосибирске — 23 и 25 рублей соответственно. В других городах средняя цена — 30 рублей и выше. По нашей информации, красноярские перевозчики хотели поднять цену и вовсе до 40 рублей. Однако сбавили обороты. А вот что думаю красноярцы, как раз ждущие свой автобус.
- Ну с одной стороны да, без этого не обойтись, но не на 32 рубля.
- Со стороны работающих на этом общественном транспорте я думаю, что это правильно, потому что люди не идут работать, потому что низкие цены, соответственно, из-за этого нам не на чем ездить.
- Слишком дорого уже, итак, когда подняли в прошлый раз до 26 рублей, уже даже 50 рублей нет. Много людей у кого будет не хватать денег на проезд.
По информации министерства транспорта, цены поднимут только в следующем году, нужно пройти много согласований и подготовить документы. Но вероятно уже в феврале таблички с ценами внутри автобусов придётся заменить.