Сегодня мы будем разговаривать с приезжим специалистом, с человеком, который хорошо разбирается, что такое кинопродюсирование. У нас в гостях Вадим Горяинов, продюсер, заместитель директора Института кино ВШЭ.
Максим Гуревич, ведущий:
- Вадим, здравствуйте! Вы здесь выступали спикером на «Медиа-полигоне», это большой серьёзный образовательный проект для журналистов, в основном для молодых. И это очень важная миссия, которую вы выполняете — спасибо вам за это! Но сейчас мы хотим поговорить о кинопродюсировании — что это такое? Как это — стоять у истоков фильма «Стиляги» или «Географ глобус продал» — ой! «…пропил»! Это как в том анекдоте — продал, а деньги пропил!
Вадим Горяинов:
- Это да!.. Если коротко говорить — то продюсер выполняет следующие функции: находит проект — это может быть готовый сценарий, или идея, потом из неё и делает сценарий вместе со сценаристом. Потом, когда уже есть сценарий — он находит режиссёра. Потом, когда есть режиссёр, сценарий и продюсер — они находят деньги на этот проект. Потом продюсер организовывает производство таки образом. Чтобы проект уложился в бюджет, который согласовали. А потом продюсер этот проект продаёт — или зрителям, или на фестивалях — кстати, государство часто даёт денег фестивалям на арт-хаус, считается, что это артхаусное искусство, и его можно снять дешевле, чем «зрительское» кино.
Вот вы упомянули «Стиляг» — в то время это было очень дорогое кино, с бюджетом почти 11 млн долларов. Там много костюмов, декораций, и его очень долго снимали — потому что это мюзикл. Обычно кино снимают 25-35 дней, тот же «Географ глобус пропил» был снят за 34 дня съёмочных. А вот «Стиляги» снимались 120 дней. Мы несколько лет (!) готовились к съёмкам. Условно, мы собирались снять его в 2006, но у нас не были готовы все песни. И мы перенеслись на год, но очень не хотели терять вот этих ребят, артистов, и мы с Валерием Тодоровским сняли с этими ребятами фильм «Тиски», чтобы они никуда не разбежались!
Максим Гуревич, ведущий:
- А можно сказать, что продюсер — это главная фигура в кинопризводстве? Или у нас есть вот это «Я художник, я так вижу! А продюсер — нахлебник, который на мне паразитирует»? Есть вот этот конфликт?
Вадим Горяинов:
- Ну это не конфликт, это существующее положение вещей. Вот в США, например, больше распространено продюсерское кино, когда именно продюсер делает кино для зрителей, все зарабатывают деньги и все счастливы. В Европе сегодня больше распространена схема авторского кино, которая пошла с 1960-х годов, с французского, итальянского кино. И на сегодняшний день американское кино смотрит весь мир, потому что его делают для зрителя, и европейское, которое делают для авторов, для того, чтобы он мог самовыразиться — и не важно, кто его посмотрит. У нас в России…
Кто и кого у нас поддерживает в кинематографе, и что нужно знать начинающим как режиссёру, так и продюсеру — смотрите в видеоинтервью с Вадимом Горяиновым.