Они не пьют и на смену не опаздывают. Спокойно делают свою работу. Это бригады заключённых. Они убирают снег с городских улиц, ремонтируют окна и разгружают контейнеры. Такой вид наказания называется принудительные работы. Сергей трудится на агротерминале. Говорит: условия помягче, да и пользу обществу приносит.
- В городе постоянно мы там порядок наводили. В город ездили: чистили улицы, дороги, какую лепту свою вносишь. Мне это понравилось.
На такие работы посылают людей осужденных, например, за мелкое воровство и пьяную езду. В лагере они не живут. У них есть специальные общежития. Интерьер, скорее, напоминает хостел. Комнаты на несколько человек, общая кухня и телевизор. Алексей Карандашов считает такое наказание самым гуманным из всех возможных. Здесь, в свободное время, можно и порисовать, и книжки почитать. Но самое главное — разрешают видеться с родными и гулять по городу.
- Посещаю магазины, использую деньги, телефон. Вокруг меня находится алкоголь, ещё какие-то вещи, к которым я вырабатываю иммунитет. Я равнодушен к этому.
Сотрудники ГУФСИН ласково называют заключенных: наши мальчики. Говорят, работодатели от них в восторге. Дисциплина в бригадах, по понятным причинам, на высшем уровне. Но самое главное — это не бесплатная рабочая сила. Заключенные получают зарплату. Она должна быть не меньше прожиточного минимума. Отправить человека обратно в тюрьму могут в следующих случаях:
- Это хранение, либо употребление запрещенных предметов. К ним относятся как раз вот алкогольные напитки, наркотические вещества. А также самовольное оставление территории на срок свыше 24-х часов, — рассказала Ирина Семенюк, начальник отдела по контролю за исполнением наказаний ГУФСИН края.
Часть правозащитников позитивный настрой не разделяют. В сети активно проводят параллели со сталинскими лагерями. Мол заставляют людей работать из-под палки. Однако, по официальной статистике: жалоб от заключённых в нашем регионе почти не поступает. Да и процент рецидивистов среди них небольшой.
- Ну, а какие претензии? Они живут практически в условиях свободы. Питание — отличное. Условия содержания — нормальные. Обращение персонала — нормальное. После того, как они прошли принудительный центр, они начинают понимать, что жить на свободе лучше, — говорит Алексей Назаров, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики СФУ.
В ближайшее время подобная практика будет только набирать обороты. В Красноярском крае появятся ещё два исправительных центра — в Канске и Минусинске. Это значит, что людей, отправленных на принудительные работы, будет больше шестисот. А сейчас заключенные работают, в том числе, и на севере края. Что касается общероссийской практики: на прошлой неделе Владимир Путин одобрил идею отправить на принудительные работы сто тысяч человек.