Ученики младших классов красноярской гимназии «Универс» используют «Добрые дневники». Его доработанную версию педагоги представили на конференции «Современная дидактика и качество образования».
«Добрый дневник» ведется параллельно с обычным, но рассчитан на одну четверть. Главное отличие от традиционного варианта заключается в том, что в специальных разделах школьники учатся планировать день и отмечать перемены в настроении. Вот несколько примеров компонентов дневника второклассника:
● «Циферблат» используется для того, чтобы дети учились распознавать время на классических часах
● «После уроков я отправлюсь». В разделе школьники отмечают дела, запланированные после школы. Это могут быть секции, встречи с друзьями или выгул собаки.
● «Мое настроение». На специальной шкале ученик фиксирует свое эмоциональное состояние утром и после уроков.
● «У меня получилось». Раздел нужен, чтобы ребенок анализировал свою деятельность и отмечал успехи.
● «Список дел на сегодня» нужен, чтобы школьник планировал распорядок своего дня в выходные дни.
Отметим, что в дневнике, созданном для третьего класса, добавляются и другие разделы. Например, ученикам предлагают нарисовать в окне, стилизованном под соцсеть TikTok, свое главное воспоминание за неделю.
Один из разработчиков дневника Светлана Кожуховская говорит, что уже за одну четверть использования «Доброго дневника» второклассники учатся самостоятельно планировать свое время.
- Если в первой четверти ребята не знали, какие у них планы на выходные, или писали, что у них нет дел, то во второй четверти понимание появилось. Обучающиеся стараются планировать выходные, а количество дел варьируется от 3 до 10, — рассказала докладчик конференции.
Учитель математики лесосибирского «Лицея» и участник форума классных руководителей Елена Носач считает, что такой дневник помогает развить самостоятельность, планирование и саморегуляцию. Эти навыки пригодятся школьникам в подростковом возрасте.
- У подростков бывают проблемы с тайм-менеджментом. Бывает, что они заходят в аккаунты в соцсетях на 10-15 минут, но незаметно пролетает час или два. Одно дело, если время в сети ушло на самообразование, другое — когда оно потрачено впустую, на чтение комментариев. Если бы дети учились планировать свое время с начальной школы, таких ситуаций, думаю, было бы меньше. Но главное, чтобы такие дневники велись системно, а ребенок проникался тем, что делает.