Виктор Зубарев, депутат Государственной Думы РФ:
- Мы сейчас вышли с инициативой, Андрей Анатольевич Турчак вышел с инициативой национализации тех предпринимателей зарубежных, которые работали и отказываются сейчас работать в России. Ну каков привет, таков и ответ. Но для нас главное — сохранение рабочих мест. Вы слышали, сейчас, допустим, уходит Макдональдс. Да, будут наши продукты питания продаваться в этих магазинах.
История с Макдональдсом — самый простой пример. Это франшиза, а по факту — это российская компания: всё производство — в России, сотрудники — местные. Но отчисления идут за рубеж, платят за бренд. И, чтобы перейти под другого собственника, его нужно ввести в компанию — как раз с помощью новых механизмов национализации — плюс поменять название, то есть сменить вывески, напечатать другую упаковку, потому что брендом пользоваться уже нельзя. И всё. Производство будет работать, как раньше.
Что делать с компаниями, которые зависят от поставок из-за рубежа?
Здесь всё сложнее. Процедура, которую предложили единороссы и приняло правительство, предполагает следующее.
Законопроект позволяет вводить внешнее управление по суду в организациях, более 25% которых владеют иностранные лица недружественных государств, при прекращении деятельности. Это позволит предупредить банкротство и сохранить рабочие места.
То есть сценарий такой: суд может ввести в компанию внешнюю, назначенную государством, администрацию на срок от 3 до 6 месяцев. Если в отношении зарубежной фирмы начнёт действовать этот механизм, то у владельцев будет всего 5 дней, чтобы решить — возобновить работу или продать свою долю. Причем либо российскому лицу, либо иностранному, но не связанному с так называемыми «недружественными» государствами. Сейчас их 48, включая США и ЕС. Когда срок действия временного руководства закончится, акции новой организации планируют выставить на торги, а старую ликвидировать.
Много таких компаний, которые могут национализировать? И главное — есть они в Красноярске?
В списке 59 организаций. И почти 5 десятков стран, гражданам которых продать нельзя. Где найти столько покупателей — вопрос открытый.
Игорь Строганов, доцент Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, кандидат экономических наук:
- Я думаю, что основная сложность здесь — найти ту компанию либо того собственника, который захочет купить эту долю акций. Это раз. И два: пока не совсем я из текста понял, а как они будут смотреть по времени. Они 3 месяца дают посидеть в этом непонятном режиме «мы есть или нас нет», а потом они будут это дело выкупать по суду или как?
В Красноярске фирмы представлены в основном официальными магазинами. Из самых крупных и известных — Volkswagen, Apple, H&M, Porsche и Toyota. Последние, кстати, сначала остановили производство и экспорт в Россию. А сегодня заявили: дело в нарушении поставок комплектующих, уходить с российского рынка они не планируют. Официальные дилерские центры Toyota и Lexus работают в обычном режиме. Действительно ли дело в логистике — мы не узнаем. Как и не можем наверняка предположить, какая компания может первой попасть под механизм национализации.