Трудоустройство заключённых — проблема известная. Но Эдуард Романов своё дело нашёл. Сейчас мужчина работает в цехе, делает тенты и рекламные баннеры. За решёткой провёл шесть лет. После такого даже самые простые дела, вроде той же работы, всегда в радость.
Эдуард Романов, бывший заключённый:
- Работа будет всегда радовать, и уже не будет никуда тянуть на преступления какие-то, а пришёл домой и спокойно спишь. Утром встал и снова с радостью на работу идёшь, и с этого начинает жизнь меняться.
И таких, как Эдуард, в нашем крае сотни. Все они устроились на работу через службу социального сопровождения осуждённых. Там уже бывшим зэкам помогают трудоустроиться. Ещё один подобный пример — Пётр Арбузов. За решёткой он провёл пятнадцать лет, вышел год назад. После освобождения почти сразу женился и нашёл работу:
- Не сложно, обратился в центр. Центр меня направил сюда, здесь приняли. Сначала работал подсобным, показал себя и сейчас кладовщик.
Работодателей бывшие заключённые не смущают. Сложные задачи на них сходу не сваливают. В основном, людей берут в разнорабочие. Но при должном желании можно и по карьерной лестнице продвинуться. Деньгами также стараются не обижать. Да, сначала суммы — двадцать пять, тридцать тысяч. Однако на такую зарплату соглашаются идти далеко не все. Вот работодателям и проще с ноля обучить сотрудника.
Денис Потылицын, начальник цеха:
- Своими руками именно работать на столе, чего-то добиваться. Ну это действительно, тут не получается в стороне стоять, то есть надо брать и работать с утра до вечера, не каждый на это готов.
Помогают людям и с документами. Например, если нет паспорта — восстановят. Также обеспечат жильём. Могут дать деньги на съём квартиры или заселить в специальный центр. Он, скорее, напоминает общежитие — двуспальные кровати, общая кухня и даже кота завести можно. Главный здесь — Дмитрий Балдин, освободился полтора года назад, и все проблемы бывших заключённых знает как никто другой:
- Ну, я много отсидел. Это мой коллектив, моя среда. Я понимаю, что человек освободившийся, если он отсидел большой срок, да даже маленький, им очень трудно найти себя, трудоустроиться очень трудно, у кого-то документы не в порядке.
Служба социального сопровождения работает в Красноярске девять лет. За это время сюда обратились почти пять тысяч бывших арестантов. Чтобы получить помощь — достаточно иметь при себе справку об освобождении. Такая реабилитация, в первую очередь, уменьшает риск рецидива. Из обратившихся в службу людей на повторное преступление пошли не больше десяти процентов.
Игорь Павлов, директор службы социального сопровождения лиц освобождённых из мест лишения свободы:
- Основная задача службы, чтобы по освобождению человек нашёл себя, не оступился где-то, не совершил преступление, а нашёл себя. То есть стараемся выбирать по месту жительства место работы, по специальности.
В центре (на Воронова, 14/5) готовы принять всех, кто вышел из колонии. Статья роли не играет. Кстати, за советом к специалистам можно обратиться, ещё отбывая наказание. Сотрудники центра в тюрьмы выезжают регулярно. Проводят там лекции и отвечают на популярные вопросы, например, о той же работе. Считают, что человека нельзя бросать, а наоборот, надо поддержать.