- Вот у меня в руках плёнка, семидесятимиллиметровая, на которой фрагмент такого фильма. Вот мы можете посмотреть здесь два изображения и здесь магнитная фонограмма
Как правильно обращаться с плёнкой Марат Шарифуллин и сейчас без проблем покажет. Руки помнят. Всё-таки в сфере кино мужчина работает с начала восьмидесятых. Окончил Ленинградский киноинститут и по распределению попал в Красноярск. Говорит, рабочие инструменты за десятилетия изменились не сильно.
- При стереопоказе ставится алюминированный экран, для зрителей практически это не видно, ну немножко другого оттенка этот экран. Очки были не такие красивые, как сейчас. Они были в картонках, их выдавали на входе и с такими лотками стояли контролёры, и собирали их на выходе, — рассказал Марат Шарифуллин, заведующий отделом хранения и ремонта фильмофонда «Енисей кино».
Возвращаются на экраны и забытые ранее проекты. В доме кино спустя двадцать лет показали выпуск киножурнала «Енисейский меридиан». Это документальная хроника Красноярского края. Проект, по сути, фиксирует наш современный мир для будущих поколений. И темы авторы выбирали соответствующие, например, пандемию.
- Это же не годовой проект, это запуск нового важного дела для всего края. У нас край удивительный, огромный, обширный и событий, действительно, масштаба, наверное, планетарного много. Хватило бы рук это всё снимать, — говорит Ирина Белова, генеральный директор «Енисей кино».
Документалисты признаются: на съёмки одного десятиминутного фильма вполне может уйти год. Надо запечатлеть для потомков и Крайний Север, и Ергаки, а также показать интересных современников и масштабные стройки. Новые серии кинохроники планируют выпускать каждый месяц. Показывать их будут по всему краю.
- Нам очень бы хотелось, чтобы о нашем времени наши потомки могли бы судить не только по телевизионным репортажам и сюжетам, не только по публикациям газетным и каким-то постам в сети, а всё-таки, чтобы они получили живую, профессионально снятую, красивую, убедительную видеолетопись Красноярского края, — подчеркнул Василий Нелюбин, заместитель губернатора Красноярского края.
Символично, что возрождённый киножурнал показали спустя сорок лет после первого выхода «Енисейского меридиана». Производством хроники в те годы занималась Свердловская киностудия. Её документальные проекты получали главные призы, в том числе, международных фестивалей. Однако, в нулевых история хроники фактически закончилась. Как итог: документальных проектов тех лет в архивах почти нет. И одна из задач современного киножурнала — возродить традицию съёмки по-настоящему масштабных фильмов на местном уровне.