Детский сарафан из турецкого трикотажа. Но русскими руками. А итоговый продукт — всё же наш или зарубежный? Людмила, отработавшая 35 лет швеёй уверяет: российский, качественный и с душой. За годы работы проблемы с сырьем возникали только в девяностых. И сейчас, одновременно с уходом из России европейских брендов. В нашей стране закрылись магазины Адидас, Найк, Пума, Шанель, Эйч энд Эм, Хьюго босс и десятки других. Местные производители успокаивают, одежда умирает последней, хватит и своих ресурсов.
— У нас ткани проходят проверку, чтобы для детей было всё качественное и красивое, — говорит Людмила, швея.
Однако ткани, пряжу и фурнитуру на местные текстильные фабрики везут из-за границы — в основном, из Китая и Турции, не из Европы. Совсем без сырья производители не останутся, но вот сроки и себестоимость ввозимых товаров пока под вопросом.
— Ценник вырос на сырье, совершенно верно, на всё выросли цены, естественно, но сейчас мы меняем поставщиков, сейчас мы занимаемся построением новой логистики, поступлением материалов. Мы от доллара в России, к сожалению, зависим, вынуждены ориентироваться на доллар. Даже российского производства ткани нам продают в долларовой цене, — заявляет Надежда Машынкова, директор фабрики детской одежды.
А стоимость, соответственно, повлияет на цены, но только через несколько месяцев. На этом производстве изготавливают одежду из российского материала и иностранного, где-то 50 на 50. Например, здесь костюмная ткань из Екатеринбурга, а совсем рядом — турецкий трикотаж. Здесь очень много сырья. И поэтому розничные цены пока не растут.
Вторая проблема — логистика. Есть сложности с доставкой из Китая. Сосед еще прошлой осенью вводил ограничения по ковиду, а теперь и транспортные фирмы отказываются ввозить наши грузы из КНР в Петербург, один из главных транспортных хабов. На этом красноярском заводе уже взлетела цена на оптовую продажу одежды в другие регионы страны. Хотя представители частного бизнеса только рады: да, цены поднялись процентов на 15%, зато гиганты освободили рынок, станет больше индивидуальности.
— С такой же ценой, но качество получаете существенно лучше, и количество единиц отшитых. Допустим, у нас одни джинсы, они отшиваются в десяти единицах, индивидуальность. У вас появится возможность не лениво пойти в «Планету» и там всё купить, в масмаркете, а пойти и поискать шоурумы и познакомиться с местными брендами, это очень интересно, — объясняет Ирина Мерман, дизайнер.
Есть и другое мнение, качество уходит на второй план. У людей просто не будет выбора. Хоть число локальных марок и росло стремительно в последние годы, но их аудитория зачастую нишевая, да и объемы далеко не те, как у зарубежных гигантов.
— Какой-то спортивный и с Adidas и Nike не сравнится, конечно. С этим будет сложнее. Но сейчас всё-таки больше нужно ставить ставки на Китай. То есть импортозамещения в ближайшее время не получится. Обувь — не так много представителей, к сожалению, — говорит Анастасия Шпакова, специалист по моде, одежде и стилю.
То же самое с аксессуарами. Надеяться на то, что эту нишу заполнят российские, а не китайские и турецкие производители, слишком оптимистично, считают эксперты. Но оптимизма у красноярских любителей моды хоть отбавляй — они уже начали составлять список лучших красноярских и российских брендов, доступных в нашем городе. Найти его можно по QR-коду, который вы увидите в сюжете выше. Обещают, если поискать, можно одеться даже лучше, чем в «Дольче Габанна».Напомним, что «7 канал Красноярск» поддерживает наших производителей. Если вы — красноярская компания и изготавливаете что-то нужное, удобное, полезное или даже просто красивое — заходите в чат «Сделано в России» в нашем телеграм-канале. Приглашайте знакомых предпринимателей, оставляйте истории о вашем бизнесе. И, возможно, именно вы станете следующим, о ком мы расскажем в эфире, на сайте и в соцсетях «7 канала Красноярск».