— На пасеке вообще не стало лётной пчелы. Вот так утром и днём ходишь, такого нет. Сейчас вот молодая выходит помаленечку, летает, но пчёл вообще не было.
Ещё неделю назад тут целый рой пчёл был. Сейчас можно и без защитного костюма спокойно гулять. Валерий Голованов рассказывает — погибло шесть миллионов кормильцев. С утра они как обычно улетели с участка. Позже выяснилось, что на поле с рапсом, которое в этот момент поливали химикатами. По словам пасечника, о таких работах его никто не предупредил. Итог — большая часть пчёл домой не вернулись.
Валерий Голованов, пасечник:
- Если бы они предупредили нас. У нас же, видите, все мобильно, мы бы зацепили, мы бы утащили километров за пять. Ну, переждали вот этот полив и всё. Не было бы этой беды. Конечно, пчела, она нарастет. Она сейчас выправится, нарастет, будет подлечиваться, но меда уже не будет.
Пасека — дело семейное. Тут и жена, и сыновья трудятся. Начиналось всё ещё пятнадцать лет назад, с трёх ульев. Сейчас их сто двадцать. С одного выходит полтора килограмма мёда. Остаться без сладкого — для семьи трагедия, раньше такого никогда не было. И пострадала не только эта пасека, но и несколько дачников в соседнем СНТ. И на этом беды не закончились. Что пчёлы умерли именно из-за химикатов, ещё надо доказать. Все экспертизы делаются за свой счёт.
Надежда Назарова, пасечник:
- Мы поехали в ветслужбу, пригласили сюда ветврача, с администрацией Емельяновской. В Новокузнецк мы отправим замерзшую пчелу, с холодильника, а там уже будут на химикаты проверять. Какими химикатами обрабатывалось поле.
Аграрии отвечают — да, поля действительно обрабатывали. Уведомление об этом отправили в местный сельсовет. О подобных работах районных чиновников предупреждает и Минсельхоз. Однако история с гибелью пчёл раз за разом повторяется.
Этот случай в Красноярском крае уже не первый. В прошлом году двадцать миллионов пчёл погибли в Боготольском районе. Тогда местные фермеры обвиняли во всём крупные агрохолдинги, которые обрабатывают поля химикатами. Судебные разбирательства по этому поводу идут до сих пор.
Экспертиза показала — пчёлы в Боготольском районе и правда погибли из-за пестицидов. Сейчас пасечники пытаются договориться с агрохолдингом о сумме компенсации. Но сколько ещё времени займёт процесс — пока говорить трудно. Свои аргументы в споре есть и у аграриев, говорят эксперты.
Владимир Болдырев, председатель Союза пчеловодов Красноярского края:
- С точки зрения агротехники и возделывания данной культурой промедление в сутки-двое — это потеря урожая. Поэтому так и получается, но я не думаю, что специально всё происходит. Это вот именно человеческий фактор.
По словам специалистов, пчёлы спокойно могут осилить расстояние в пять километров. И цветущий рапс они стороной не обходят. Хотя пользы от него мало. Рапсовый мёд быстро становится твердым. Да и сами поля с этим растением аграрии всё лето обрабатывают. И потому лучший выход для пасечников — либо держать своих пчёл как можно дальше от рапса, либо постоянно держать связь со всеми соседями.