О родителях
Родители Натальи Сергеевны — режиссёр Сергей Бондарчук (1920 — 1994) и актриса Инна Макарова (1926 — 2020).
- С детства я понимала, что что-то странное происходит. Я иду в первый класс, держу маму за руку, у меня прекрасный букет, но смотрят не на мой букет, не на меня, а на маму и на папу (смеётся). Но это длилось только до 8-ми моих лет, потому что потом мои родители расстались. Это окрасило в драматический свет начало моей жизни. Пять лет я не видела папу вообще. Это было невероятно тяжело, потому что я его продолжала видеть на экране. Я видела «Судьбу человека», где незнакомый мальчик бросается к папе и кричит: «Папа, наконец-то я тебя нашёл». А в это я время я потеряла отца. Можете себе представить, что было со мной. Это было серьёзным испытанием для души.
Фильм «Война и мир»
Наталье было 13 лет, когда они встретились с отцом после долгой разлуки. Сергей Бондарчук снимал тогда киноэпопею «Война и мир», которая позже получила голливудскую премию «Оскар».
- Он увидел меня, черноглазую — ту, которую написал Лев Толстой. И сказал мне: «Наверное, ты будешь играть Наташу Ростову в детстве». Но потом он утвердил голубоглазую Людмилу Савельеву. Она сыграла великолепно. Поэтому моего содружества как актрисы с отцом не было. Зато я, уже как режиссёр, пригласила его на картину «Пошехонская старина». Он озвучивал фильм от автора, Салтыкова-Щедрина. Я никогда не забуду его фразу потрясающую: «Я люблю Россию до боли сердечной. И желал бы видеть моё Отечество счастливым». Как актуально это звучит сейчас. Отец переделывал эту фразу раз 40, добившись правильной интонации. Он говорил, что актёр — это прежде всего интонация.
Родители Натальи Сергеевны
О семье
У Натальи Сергеевны двое детей — Иван и Марья Бурляевы, а также 6 внуков.
- Прежде всего я — мама и бабушка. Я счастлива, что сейчас мои дети работают вместе. Мой сын Иван Бурляев — композитор. Он — композитор всех моих картин. А также таких известных фильмов, как «Мы из будущего», «Холоп», «Конёк-Горбунок», «Пальма» и др. Он — композитор с 4 лет. А уже с 11-ти лет получал авторские права, потому что написал музыку к двум спектаклям «Красная Шапочка» и «Снежная Королева» в театре «Киноактёра».
Сейчас мои дети находятся в очень интересном музыкальном проекте Masters. Они собирают композиторов с 17 лет и предоставляют им возможность, например, записать свою музыку на «Мосфильме» с оркестром. Потом они выбирают лучших и работают вместе. Моя дочь Маша Бурляева окончила ГИТИС, эстрадное отделение. Она вместе с Ваней отбирает лучшую молодёжь в музыке.
Киношкола
- Маша ещё занимается моими киношколами. Их уже 12 в мире. У меня есть отделения в Париже, в Ирландии, на Мальте, в Турции (Анталья) и даже в Красноярске. Среди учащихся, например, есть дети-сироты. Это меня настолько захватило. Каждый месяц по 4 занятия онлайн по два с половиной часа. Я собираю талантливейших детей, которые потом сами будут педагогами для более младшего поколения.
Театр «Бемби»
- Ему уже более 30 лет. Он возник после моей картины «Детство и юность Бемби». У нас всегда были полные залы. Но нас выдворили из театра. А Никита Сергеевич Михалков поддержал нас, и мы стали самым выездным театром. Где мы только не были. Теперь у нас великолепная площадка: 600 мест в зале, сцена, оборудование. Это «Хорошево» — детский центр в Москве.
С детьми нельзя фальшивить. Мой учитель Сергей Герасимов всегда говорил, что с детьми надо заниматься актёрским мастерством с 4-х лет. Когда правильная интонация от взрослого идёт, ребёнок уже не сфальшивит. В этом и состоит главная учёба.
Книги
- У меня «Золотое перо Руси» за сценарий о Гоголе. За первую книгу «Единственные дни» я получила награду из рук Распутина. Почему я это ценю даже больше актёрства и режиссуры? Моя бабушка — сибирская писательница Анна Ивановна Герман. В 1937 году вышла статья «Нам не нужны Анна Герман и Жюль Верн». Бабушка была очень довольна, что её творчество сравнили с Верном. Но писать она больше не могла. И когда родилась я, она уехала воспитывать меня. Я воспитана бабушкой, сибирячкой, писательницей.
У меня три книги. «Единственные дни» — биография. «Родом из Сибири», посвящённая маме. И «Сергей Бондарчук. Лента жизни» — об отце.
Наталья Бондарчук с отцом
Фёдор Бондарчук
Режиссёр, младший брат Натальи Сергеевны — сын Сергея Бондарчука и актрисы Ирины Скобцевой.
— Ревности у меня к Фёдору никогда не было. Наоборот я стремилась объединить нашу семью. Фёдор был очень привязан к отцу.
Мы все следим за появлением новых картин Фёдора. Ему сложно, потому что вот его-то как раз сравнивают с отцом.
«Иные»
Фильм «Иные» — новая работа Натальи Бондарчук. О детях с особенностями развития.
- Участвуют в проекте, помимо моего театра, известные артисты. Мы решили перемешать детей так, что никто не будет знать, кто из них кто. Это очень важный момент. Мы играем всё, что происходит с этими детьми. Как их отторгают общество и школа, как их никто не понимает. Но мы должны их понять, а они должны понять наш мир. И только вместе мы сможем сделать гармоничный мир.
Наталья Бондарчук в молодости
Про современное кино
— Я не могу в этих сериальчиках сниматься. Я — актриса, которая снималась у великих режиссёров: Сергея Герасимова, Владимира Мотыля, Андрея Тарковского, Светланы Дружининой. И я не могу эту планку снизить.
Сибирь
- Сибирь — это родина моей мамы, Инны Макаровой. Она родилась в городе Тайга Кемеровской области. И я с 4-х лет тоже в Сибири, но под Новосибирском в основном.
Красноярск будет центром. Это я ещё говорила много лет назад вашему губернатору Александру Хлопонину. Почему здесь нет студии? Здесь великолепные леса, уникальная природа, талантливые люди.
Я слишком уважаю и люблю Сибирь. Сибирью спасётся Россия. И, видимо, центр переместится в сторону Сибири, и не только кинематографический.
P. S. Полную версию интервью смотрите в записи.